Международные конференции по иудаике


14.11.2013

В феврале состоится Московская зимняя школа по иудаике

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в Московской зимней школе по иудаике

5–9 февраля 2014 г.


Школа организована Центром «Сэфер» и Центром Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме при поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), Благотворительного Фонда АВИ ХАЙ и Израильского культурного Центра в Москве.

К участию в Зимней школе приглашаются студенты, аспиранты и молодые преподаватели (до 35 лет включительно), в сферу научных интересов которых входят библеистика, еврейская мысль, взаимоотношение евреев и окружающих народов, история евреев Восточной Европы и израилеведение.

Программа Школы будет состоять из миникурсов (по 3 лекции в каждом, каждый участник сможет прослушать по 3 миникурса), пленарных лекций, факультативных занятий и культурной программы.

Участникам школы предоставляется бесплатное проживание и питание, трансфер из Москвы до места проведения школы, обеспечение раздаточным материалом, а также учебная и культурная программы школы. Оплата проезда иногородних участников до Москвы не возмещается. Все участники Школы (за исключением иногородних участников, самостоятельно оплативших свой проезд) должны будут внести вступительный взнос в размере 2000 рублей.

Заявки на участие в Зимней школе (анкета прилагается) принимаются до 15 декабря 2013 по адресу students@sefer.ru Просьба присылать нам только заполненную анкету, а не всё информационное письмо. Требуйте подтверждения получения Вашей заявки.

Сообщения о результатах конкурсного отбора на Зимнюю школу будут разосланы до

20 декабря 2013г.

Заранее благодарим вас за сотрудничество!

С уважением,

Анна Шаевич, координатор образовательных программ Центра «Сэфер»

Ирина Копченова, ассистент координатора образовательных программ Центра «Сэфер»

МОСКОВСКАЯ ЗИМНЯЯ ШКОЛА (5-9 февраля 2013 г.)

(необходимо выбрать в каждой паре по 2 курса в порядке приоритета) Более подробная информация о каждом курсе, включая библиографию и силлабус, размещена под аннотациями преподавателей на нашем сайте www.sefer.ru

поток

1 пара

2 пара

3 пара

Классические еврейские тексты и их интерпретации

Михаил Селезнев

Еврейская Библия и ее греческая переинтерпретация

Алексей Лявданский

Пророчество как поэтическое состязание

Реувен Кипервассер

Встреча с Ангелом смерти – нарративный топос в талмудической литературе как средство выражения идей талмудической культуры

История евреев Восточной Европы

Семен Гольдин

Евреи России и Первая мировая война (1914–1917)

Дмитрий Фельдман

Евреи Российской империи в наполеоновских войнах

Владимир Любченко

Евреи-земледельцы Восточной Европы (последняя четверть XVIII – 30-е гг. ХХ в.)

Евреи на перекрестках культур

Виктор Шнирельман

Религия и антисемитизм

Семен Парижский

Воин, мудрец, любовник: идеал маскулинности в средневековой поэзии на иврите

Галина Зеленина

Любовь и ненависть под трибуналом: гендер и коммунальные отношения в маранской общине

Современный Израиль

Зеэв Ханин

Религия, власть и общество в Израиле в начале ХХI века

Евгений Тартаковский

Глобальные миграционные процессы и иммиграционная политика Израиля

Cтанислав Кожеуров

Проблема представительной демократии на рубеже веков: Израиль в сравнительной перспективе

Классические еврейские тексты и их интерпретации

Михаил Селезнев Еврейская Библия и ее греческая переинтерпретация

В эллинистическую эпоху еврейская Библия была переведена на греческий язык. Поскольку, согласно легенде, этот перевод сделали семьдесят (или, в других версиях, семьдесят два мудреца), его принято называть «переводом Семидесяти» или просто «Септуагинтой» (от латинского septuaginta – «семьдесят»).

Один из самых любопытных аспектов Септуагинты – переинтерпретация архаических представлений еврейской Библии в ином, «эллинизированном» ключе. Именно этому феномену и будут посвящены наши занятия.

Необходимо знание библейского иврита. Знание греческого необязательно, так как греческие тексты будут разбираться так, чтобы «метаморфозы» библейских смыслов были понятны даже тем, кто не знает ни одной греческой буквы.

Силлабус курса М. Селезнева

Алексей Лявданский Пророчество как поэтическое состязание

Традиция говорит нам, что книгу Иеремии написал сам Иеремия, книгу Исайи – царь Хизкия, а книгу Иезекииля – мужи Великого Собрания (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 15а). Однако, при чтении пророческих книг Библии складывается впечатление, что они написаны одним автором: из книги в книгу повторяются одни и те же сюжеты, темы, мотивы и метафоры. Кто-то скажет, что так и должно быть, ведь это откровение, творение одного небесного Автора. Возможно и другое объяснение: авторы пророческих книг принадлежали к одной «литературной» традиции, насколько Библию можно считать литературой. К тому же хорошо известно, что на Древнем Востоке индивидуальное авторство не было столь же важным при создании произведения словесности, как в европейских литературах. Действительно, хотя некоторые черты своеобразия у отдельных пророческих книг есть, в них гораздо больше традиционного, чем индивидуального.

Введения и руководства по пророческой литературе выходят чуть ли не каждый год, но вопрос о том, что представляет собой пророческая речь, каковы основные моменты ее поэтики, авторов этих руководств мало волнует. Между тем именно эта сторона открывает нам своеобразие пророчества как явления словесности. Дело в том, что пророки в книгах невиим ахароним совсем не похожи на пророков в книгах невиим ришоним. Последние во многих случаях действительно сообщают нечто о грядущих событиях и тем самым оправдывают название «пророки». Их краткие речи могут иметь поэтическую форму, но назначение этих речей и их аудитория нам в целом ясны. Напротив, остается неясным, для каких целей и для каких читателей создавались пророческие книги, такие как Исайя, Иеремия и др. Ясно одно: авторы этих книг были поэтами. Поскольку весть у пророческих книг в целом одна, на первый план выступает не содержание, а форма. Открывая очередную пророческую книгу, мы знаем, что автор будет говорить примерно о том же, о чем говорил автор предыдущей книги. Но будет говорить как-то иначе, с какими-то новыми оттенками и обертонами смысла. Поэтому я предлагаю рассмотреть эти тексты как результат поэтического состязания. Я не утверждаю, что в Древнем Израиле проводились конкурсы на лучшее «пророчество», как это происходило в Древней Греции с авторами трагедий и комедий. Состязание предлагается как модель, как способ рассмотрения этих непростых текстов.

В этом мини-курсе будут рассмотрены три поэтические темы пророков, которые соответствуют трем смысловым «полюсам» пророческой речи. Суммируя содержание пророческих книг, можно сказать, что пророк – это автор, который 1) обличает народ Израиля и прежде всего его царей за несоблюдение Закона или за то, что их поведение не соответствует пророческому идеалу справедливости, 2) возвещает о наказании за несоблюдение Закона, или за несправедливость, 3) обещает помилование или спасение после исполнения наказания. Обличение представлено темой социальной критики, наказание – темой нашествия врага с севера, а избавление – темой чаши гнева.

Большая часть времени на лекциях-семинарах будет посвящена чтению соответствующих отрывков из пророческих книг в оригинале. Поэтому необходимо знание базовой грамматики иврита. Большинство статей и даже книг из списка литературы к курсу лежат в клауд-архиве, доступном по ссылке: https://app.box.com/s/rop9moiil7lh546s897i

Чтение всей литературы к курсу необязательно. Рекомендуется прочитать одну из работ для каждой из трех тем курса.

Силлабус курса А. Лявданского

Реувен Кипервассер Встреча с Ангелом смерти – нарративный топос в талмудической литературе как средство выражения идей талмудической культуры

Курс представляет собой семинар, в котором участники будут читать избранные тексты из талмудической литературы. Анализ конкретных текстов должны пролить свет на некоторые ключевые моменты в формировании важных концептов талмудической культуры. Речь, как следует из названия, пойдет о смерти, о способах ее персонификации, столь изменившиеся со времен библейского иудаизма ко времени иудаизма талмудического, о том, как талмудическая культура моделировала столь важный момент человеческой жизни, как смертный час, о трансформации традиций рассказов об Ангеле Смерти при их передаче из Страны Израиля в Вавилонию и о теологической подоплеке этих трансформаций.

Силлабус курса Р. Кипервассер

История евреев Восточной Европы

Семен Гольдин Евреи России и Первая мировая война (1914–1917)

Курс посвящен влиянию на жизнь еврейских общин Российской империи глобального исторического катаклизма – Первой мировой войны, столетие с начала которой исполнится в 2014 году. В курсе будут рассмотрены отношение к евреям военных и гражданских властей России в период до Февральской революции, «еврейский вопрос» и еврейская политика в годы войны, произошедшие в результате войны изменения в жизни еврейского населения.

Силлабус С. Гольдина

Дмитрий Фельдман Евреи Российской империи в наполеоновских войнах

Предлагаемый курс лекций посвящен теме, которую до сих пор можно называть малоизученной: российские евреи и Наполеон Бонапарт. Несмотря на то что первые работы по этой теме появились еще в дореволюционный период, историография вопроса в силу ряда причин все еще остается довольно скудной. Дальнейшее изучение темы связано с вовлечением в научный оборот новых источников, в том числе из архивных собраний и опубликованных мемуаров. Лекционный курс базируется именно на этих материалах, вошедших в недавно изданную монографию автора.

На лекциях пойдет речь о положении еврейского народа России в эпоху русско-французских войн 1812–1814 гг., о формах участия евреев в военных кампаниях с Наполеоном на стороне России и об их награждении за заслуги перед государством.

Силлабус Д. Фельдман

Владимир Любченко Евреи-земледельцы Восточной Европы (последняя четверть XVIII – 30-е гг. ХХ в.)

Предлагаемый вниманию слушателей мини-курс посвящен сравнительному анализу трех различных исторических этапов попыток приобщения восточно-европейских евреев к «производительному» труду на земле. Начало этим попыткам положили идеи эпохи Просвещения. Под их воздействием правительства Речи Посполитой последних двух десятилетий ее существования, а затем государств-бенефициаров разделов Польши инициировали законодательные изменения, сделавшие возможным появление немыслимого в Европе предыдущих столетий явления – еврея-крестьянина. Тернистый путь и география еврейского земледелия в Восточной Европе вплоть до конца 1930-х годов, его успехи и неудачи, мотивы сторон (правительства и евреев, изъявивших желание-согласие переселиться на землю) на каждом из этапов, правовое обеспечение процесса, международный аспект – все эти вопросы будут предметом пристального рассмотрения.

Силлабус В. Любченко

Евреи на перекрестках культур

Виктор Шнирельман Религия и антисемитизм

Религиозный антисемитизм был одной из самых ранних и самых продолжительных во времени форм антисемитизма. В прошлом веке он потерял свою актуальность – на Западе этому способствовал расцвет расового антисемитизма, а в СССР он был подавлен в эпоху государственного атеизма. С возвращением религии в течение последних десятилетий религиозный антисемитизм вновь дал о себе знать. Но сегодня в условиях конфессионального плюрализма он отличается большой вариативностью, ибо разные религии вырабатывают и разные его формы. В данном курсе будут рассмотрены разновидности антисемитизма, бытующие в среде православных, а также в эзотерике и неоязычестве.

Силлабус В. Шнирельмана

+ Шнирельман В. А. Антисемитизм и религия в современной России // Уроки истории XX век (http://www.urokiistorii.ru/history/soc/51962)

Семен Парижский Воин, мудрец, любовник: идеал маскулинности в средневековой поэзии на иврите

Гендерные исследования средневековой еврейской литературы в основном посвящены образу и статусу женщины. Между тем анализ поэтических текстов с точки зрения социального конструирования идеала «мужественности» позволяет по-новому взглянуть на многие аспекты средневековой еврейской культуры. Задача мини-курса – на примере стихотворений поэтов «золотого века» (X–XII вв.) рассмотреть взаимосвязь трех конкурирующих моделей мужественности: арабского идеала «мужества» (мурувва), традиционного еврейского идеала «мудреца» и идеала «любовника» (хошек) из «стихов о страсти».

Силлабус С. Парижского

Галина Зеленина Любовь и ненависть под трибуналом: гендер и коммунальные отношения в маранской общине

Традиционно при изучении маранов, испанских крещеных евреев, во главу угла ставят вопрос об их преданности иудаизму или, наоборот, ассимилированности в испанской христианской среде. Мы же отойдем от этой дилеммы и будем рассматривать гендерные, семейные и соседские отношения в маранской общине, то, как в них вмешивалась инквизиция и как сами мараны ее использовали в своих целях, как их повседневная жизнь отражалась в следственных делах и почему, согласно последним, мараны были столь порочны: пьяницы, обжоры, распутники, склочники и воры.

Обсуждение будет проходить на материале инквизиционных документов, а также некоторых кастильских и сефардских хроник.

Силлабус Г. Зелениной

Современный Израиль

Зеев Ханин Религия, власть и общество в Израиле в начале ХХI века

Израиль традиционно относится к сравнительно небольшой группе из числа постиндустриальных и либерально-демократических стран, где, в силу исторических причин, религиозные институты все еще являются частью властно-управленческой и юридической системы страны. Регулярные требования секулярной общественности Израиля «окончательно отделить, как это принято в большинстве стран Запада, религию от государства» наталкивается на препятствие в виде того, что этнокультурная составляющая иудаизма, в силу тех же исторических причин, трудно (если вообще) отделима от ее религиозной составляющей. А все они являются частью национальной идентичности Израиля, от которой подавляющее большинство израильтян пока не готовы отказаться.

В данном курсе будет рассмотрено современное состояние этих процессов как в более широком контексте теологического статуса Израиля как еврейского демократического государства и интеллектуальной и политической полемики по этому поводу, так и применительно к конкретным примерам политических противоречий и конфликтов последнего десятилетия, связанных со статусом религиозных организаций и общин в израильском обществе.

Силлабус З. Ханина

Евгений Тартаковский Глобальные миграционные процессы и иммиграционная политика Израиля

Курс посвящен анализу иммиграционной политики Израиля и адаптации иммигрантов в Израиле на фоне глобальных миграционных процессов. Мы обсудим миграционные процессы, происходящие в мире, и сравним иммиграционные политики стран, принимающих иммигрантов. Мы проанализируем израильскую иммиграционную политику и обсудим, в чем Израиль похож и чем отличается в этом вопросе от других стран, а также рассмотрим плюсы и минусы (для Израиля и для иммигрантов) израильского Закона о Возвращении и сравним его с законами о возвращении, существующими в других странах. Мы также обсудим специфику социальной и психологической адаптации в Израиле выходцев из бывшего Советского Союза.

Силлабус Е. Тартаковский

Станислав КожеуровПроблема представительной демократии на рубеже веков: Израиль в сравнительной перспективе

Данный цикл из трех выступлений призван осветить одну из ключевых, как представляется, проблем в современных социальных науках – проблему трансформации репрезентативной демократии на рубеже ХХ и XXI веков. Периодически «подстегиваемая» определенными событиями – как то, распад социалистического блока в начале 1990-х годов, достижения или, напротив, неудачи интеграции в рамках Европейского союза в начале 2000-х годов, события на Ближнем Востоке, пик которых пришелся на 2010–2012 годы – дискуссия о проблемах и динамике современной представительной демократии неизменно оказывается актуальной. Какие феномены политической жизни стали основой для алармистских настроений многих политических теоретиков? Какие точки зрения на происходящие изменения существуют сегодня в рамках европейской политической теории? Насколько развитие израильской политической системы соответствует общеевропейским тенденциям? Каким образом кризис репрезентативной демократии проявляется в Израиле? Эти и иные вопросы будут находиться в центре внимания в рамках данного мини-курса.

Силлабус С. Кожеурова

Анкета участника – 2014

Скачать анкету в doc

Пожалуйста, заполните ВСЕ пункты анкеты. Если Вы уже не раз заполняли эту анкету, заполните ее все равноJ, но укажите, в какой графе произошли изменения (если произошли).

Фамилия Имя Отчество

Год, месяц, день рождения

Домашний адрес с индексом (для граждан СНГ – обязательно в соответствии с общегражданским паспортом)

Паспорт (внутренний) серия номер выдан когда кем

ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)

Пенсионное страховое свидетельство

Контактные телефоны(с кодом населенного пункта)

Электронная почта

Место учебы /Факультет (специальность)/Курс или год аспирантуры

Сфера научных интересов

Публикации (если есть)

В каких мероприятиях Центра «Сэфер» за 2010–2013 гг. Вы принимали участие (нужное выделить жирным шрифтом):

2008

2010

2011

2012

2013

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

13 Конференция

15 Конференция

16 Конференция

17 Конференция

18 Конференция

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Школа в Санкт-Петербурге

Московская летняя школа

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Казань

Чехия/Словакия

Школа в Бухаре

Школа в Меджибоже

Школа в Меджибоже

Ужгород

Ивано-Франковск

Школа в Ростове-на-Дону

Школа в Латвии

Школа в Литве

Бершадь


Школа в Черновцах

Школа в Белоруссии

Школа в Австро-Венгрии

Молдавия


Школа в Бельцах

Школа в Молдове

Школа в Грузии

Польша


Школа в Волгограде


Вебинары

Невель





Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Знание языков

Англ.

Иврит

Арамейск.

Арабск.

Идиш

Греческ.

а) начальный

уровень







б) продвинутый

уровень







в) владею

свободно







На Московской зимней школе я хотел/а бы прослушать курсы (укажите фамилию преподавателя в порядке предпочтения внутри каждой учебной пары):

1-я пара: 1 приоритет

2 приоритет

2-я пара: 1 приоритет

2 приоритет

3-я пара: 1 приоритет

2 приоритет

Относятся ли выбранные Вами курсы к сфере Ваших научных интересов?

1)Если ответ «да», то напишите об этом подробнее.

2)Если ответ «нет», то объясните причину выбора этих курсов

Какие книги, статьи Вы читали по теме выбранных Вами курсов (просим указывать имя автора и название книг/статей)?

Принимаете ли Вы на себя обязательство прочесть всю доступную Вам рекомендованную преподавателями зимней школы литературу, чтобы подготовиться заранее к лекциям на школе (вся литература по темам курсов дана на сайте в разделе силлабусов)?

Ваши предложения по организации работы школ по иудаике

Откуда Вы узнали о Зимней школе-2014?

Возврат к списку