Международные конференции по иудаике


25.06.2012

Круглый стол "На перекрестке цивилизаций: евреи и мусульмане"

Именно так назывался круглый стол, организованный 19 июня 2012 года на кафедре религиоведения Казанского федерального университета Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». Обсудить еврейско-мусульманские отношения в исторической перспективе и на современном этапе в области теологических вопросов, опыта многовекового совместного проживания, диалога цивилизаций поставили целью организаторы мероприятия.

Открывая работу круглого стола, заведующий кафедрой религиоведения КФУ Валентин Королев отметил, что сейчас все чаще в научном дискурсе доминирует парадигма межрелигиозного диалога, что теологи и философы разных конфессий ищут пути по обсуждению общих ценностей, чем различий.

Продолжая эту мысль, еврейский философ Илья Дворкин отметил, что взаимовлияния ислама и иудаизма можно найти на примере суфизма и хасидизма. «Нередким были случаи, когда у мусульманских ученых прошлого были ученики-евреи, и у еврейских мистиков присутствовали мусульманские последователи», - высказался Дворкин.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов добавил, что институт цадиков в хасидизме и шейхов в суфизме очень похожи. Ученый отметил, что принцип «люди Писания», заложенный в исламе и распространяемый на иудеев и христиан, привел к тому, что в средние века именно мусульманские страны были тем местом, где евреи чувствовали себя комфортно. «Известно, что когда в ходе Реконкисты Испанию покидали евреи, их принял турецкий султан со словами: «Я благодарен испанскому королю за то, что он дал мне таких верных и хороших подданных». Именно после этого в Стамбуле, Измире и Салониках появились значительные сефардские еврейские общины», - отметил эксперт.

Директор школы №12 Ольга Трупп рассказала о «феномене Казанской еврейской школы» - учебном заведении, расположенном в Старо-Татарской слободе. Школа №12 с еврейским этнокультурным компонентом является многонациональном, где порядка 25% школьников составляют дети из мусульманских (татарских) семей. «Когда к нам приводят татарские родители своих детей, я им сообщаю, что школа у нас, так сказать, еврейская. Однако это не смущает татар, и они нам отвечают: «Евреи своих детей плохому не научат, поэтому мы и отдаем в Вашу школу своего ребенка», - сообщила Ольга Львовна. Присутствовавшие на круглом столе ученицы школы, в том числе и татарки, подтвердили, что они спокойно учатся в еврейской школе, рады этому и ни разу у них не возникала вопроса о религиозной дискриминации.

Казанский философ Владимир Юринов считает, что еврейско-мусульманский диалог в средние века был взаимообогащующ для обеих сторон. «Могла бы возникнуть школа  еврейского гения Маймонида (1135-1204), если бы она находилась не в мусульманской стране, а где-то на Западе?» - задался вопросом ученый.

В ходе дискуссии была поднята проблема введения основ религиозных культур и светской этики в школьное образование. Выяснились интересные факты. В частности, Валентин Королев привел такую статистику, что в Белгородской области, где ввели этот предмет экспериментально, 80% родителей школьников выступило за преподавание «Основ светской этики», т.е. фактически курса для атеистов. Ольга Трупп сказала, что в еврейской школе Казани все родители выбрали предмет «Основы мировых религий», т.е. никто не стал выбирать какую-то отдельную религию.

Гузель Максютова,

газета «Умма», №52, 22 июня 2012 года


Фотоальбом круглого стола по ссылке

Возврат к списку