Международные конференции по иудаике


13.05.2011

XVI Молодежная конференция и летние школы "Сэфер" - 2011

Уважаемые коллеги!

Мы рады сообщить, что 4-6 июля 2011 г. Центр “Сэфер” при поддержке Фонда «Ави Хай» и Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества») проводят в Москве ХVI Международную молодежную конференцию по иудаике. Для участия в конференции приглашаются студенты, аспиранты и молодые ученые (до 35 лет включительно), занимающиеся исследованиями в различных областях еврейской истории, культуры и цивилизации. Предполагается работа секций, посвященных библеистике и семитологии, еврейской мысли, еврейской истории, этнокультурным контактам, израилеведению, еврейской литературе, искусству и музыке, социологии и психологии и др.

Мы приглашаем студентов, аспирантов и молодых исследователей присылать тезисы на конференцию, а преподавателей просим передать эту информацию своим студентам и аспирантам и рекомендовать им принять участие в конференции. Участие в конференции и в московской стационарной школе позволяет также стать претендентом на участие в программе месячной стажировки в Еврейском университете Иерусалима («Эшнав»).

Регламент выступления на конференции – 15 минут.

Заявки на участие в конференции (заполненная анкета, аналогичная анкете на летнюю школу, тема доклада и тезисы объемом 0,5 – 1 стр. с краткой библиографией и указанием источников) принимаются до 25 мая 2011 г.

Лучшие доклады будут опубликованы в сборнике «Тирош. Труды по иудаике» в 2012 году. Подробная памятка по оформлению статьи для авторов сборника находится здесь.

Кроме того, Центр “Сэфер” и Центр Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме, при поддержке Фонда «Ави Хай», Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества») и других благотворительных фондов планируют проведение Летних школ по иудаике:

Летняя стационарная школа под Москвой (6-12 июля) представляет собой недельную образовательную программу и дает возможность студентам и аспирантам государственных и негосударственных вузов прослушать интенсивные курсы по библеистике, истории евреев в Восточной Европе, еврейской мысли, еврейскому искусству, иудео-христианскому диалогу, истории и методологии изучения еврейских общин, израилеведению.

Курсы лекций будут читать ведущие специалисты из Израиля и России. На школе предполагается проведение театральных мастер-классов, экспресс-курсов по идишу и ивриту, демонстрация израильских фильмов. Предпочтение при отборе слушателей школы будет оказано участникам XVI Международной молодежной конференции по иудаике.

Летняя полевая Школа в г. Бельцы (Молдова, 1-10 августа) продолжает традиции полевых этнографических исследований в Тульчине, Балте, Могилеве-Подольском, Черновцах, Кишиневе и др. городах, где сохранилось старожильческое еврейское население. Предполагаются выезды в города Бричаны, Липканы, Единец, Сороки. Школа организована при поддержке Благотворительного Фонда Ави Хай.

Мы приглашаем на эту школу в первую очередь тех, кто уже занимается полевыми исследованиями (антропологией, фольклористикой, социолингвистикой, устной историей и проч.). Желательно, но не обязательно владение языком идиш, хотя бы на начальном уровне.

Приветствуется использование собственной техники (диктофонов, фотоаппаратов, видеокамер), обязательно наличие компьютера-ноутбука.

Организаторы берут на себя оплату проезда и проживания участников Школы. Оплата питания производится за счет самих участников.

Дедлайн подачи заявок на школу в Бельцах - 20 июня. Адрес приема заявок – kaspina@mail.ru (можно использовать прилагаемую анкету).

Мы также рады анонсировать следующие проекты-победители конкурса «Grassroots-2011»:

Историко-археологическая экспедиция «Иудео-хазарское наследие» в Ростовской области (17–30 июля) проходит при поддержке факультета истории Научно-исследовательского Университета - Высшая школа экономики и благотворительной программы «Еврейские сообщества» фонда CAF-Россия в рамках проекта «Grassroots-2011».

Это археологическая школа-практика для студентов и аспирантов московских вузов на хазарском Крымском городище на берегу р. Северский Донец (Ростовская обл.) является частью большого «Хазарского проекта». Участникам историко-археологической экспедиции «Иудео-хазарское наследие» будет предоставлена уникальная возможность принять участие в раскопках, познакомиться с методами археологических исследований, получить представление о природных условиях обитания, образе жизни, фортификации, предметах быта, ремесле и сельском хозяйстве населения Хазарского каганата.

Историки и археологи, занимающиеся исследованиями в области хазарской истории и археологии (В.Я. Петрухин, В.С. Флёров, Б.Е. Рашковский, И.А. Аржанцева) прочтут мини-курсы лекций по истории и археологии Хазарского каганата и иудео-хазарским отношениям.

Предпочтение при отборе участников экспедиции будет оказано имеющим опыт полевой работы.

Желающих просьба ответить на следующие вопросы анкеты и прислать их по адресу: sefer@sefer.ru с пометкой «Хазарская экспедиция» не позднее 15 мая.

Анкета должна содержать:

- сведения о себе:

  1. имя, фамилия, отчество, год рождения
  2. место работы/учебы;
  3. сфера научных интересов;
  4. паспортные данные

- сведения об участии в научной работе (экспедиции; музейная практика; школьные и студенческие конференции);

- обоснование желания участвовать в экспедиции – 1 страница (изложение вольное);

- краткий реферат по прочитанной литературе по Хазарскому каганату или иудаике; или по другой специальности (кто чем занимался; объём не ограничен).

Приветствуется готовность представить полученные знания и навыки в общинных центрах г. Москвы.

Результаты по итогам собеседования

***

Школа по антропологии религии в Волгограде (19—28 июля) проходит при поддержке Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета и благотворительной программы «Еврейские сообщества» фонда CAF-Россия в рамках проекта «Grassroots-2011».

Волгоградская школа является частью проекта «В поисках "потерянных" евреев», нацеленного на изучение многообразия форм и возможностей причастности к иудаизму и еврейству и популяризацию этого знания.

Школа сочетает лекционные занятия с полевой практикой. Лекционная часть школы предполагает знакомство с историей и особенностями культурной традиции и исторической памяти криптоиудеев и иудействующих в различных регионах в разные эпохи. Преподаватели школы: А. Львов (ЕУСПб), Л. Белянская (ВолГУ), Г. Зеленина, Л. Жукова (РГГУ).

Полевые исследования будут проходить в Волгограде и в поселке Приморский (бывший еврейский колхоз Сталиндорф), где живут потомки русских иудействующих (субботников). По результатам школы планируется издание фотобуклета, а также публикации в научных и популярных изданиях.

Организаторы берут на себя оплату проживания, питания и обучения участников школы.

К участию в школе приглашаются студенты, аспиранты и молодые ученые. В заявке на участие в школе необходимо мотивировать свой выбор. Заявки принимаются по адресу al_lvov@mail.ru до 15 мая (можно использовать прилагаемую анкету).

***

Центр «Сэфер» является партнером в проведении Академического творческого лагеря "Самбатион" (18-27 августа), организованного при поддержке Еврейского Агентства и Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»). Лагерь представляет собой путешествие исследователей, литераторов и художников школьного и студенческого возраста. Основная тема - поиски хазарского царя. Место проведения - Калининград. Творческие лаборатории, художественные мастерские, исследовательские группы Самбатиона в этом году будут заниматься  изучением пограничных групп, а также соотнесением реальной еврейской истории с разными вариантами утопического еврейства. Подробную информацию о лагере вы сможете найти на сайте Самбатион (www.sambation.net)

Программы школ и экспедиций будут опубликованы на нашем сайте www.sefer.ru. Желающие принять в них участие должны заполнить Анкету участника (в археологической экспедиции своя анкета, см. выше) и обосновать необходимость своего участия в конкретной школе.

В анкете-заявке на Московскую школу по иудаике следует указать: какие из курсов Вы хотели бы прослушать на школе, расположив их в порядке предпочтения (6 из 24 спецкурсов, по 2 из 8 предложенных внутри каждой учебной пары). Запись на каждый из курсов будет производиться на конкурсной основе в зависимости от числа поданных заявок и соответствия претендента указанным в аннотациях курсов требованиям (см. ниже).

Участие в Конференции и московской летней школе является необходимым условием и этапом отбора на программу “Эшнав-2012” (стажировка в Израиле, включающая индивидуальные занятия с научным руководителем из числа ведущих израильских специалистов, работу в библиотеках, ознакомительные экскурсии по стране). Более подробную информацию о программе «Эшнав» Вы найдете на нашем cайте http://www.sefer.ru/rus/education/educational_programmes/eshnav.php

Обращаем Ваше внимание на то, что участники конференции и московской летней школы обеспечиваются проживанием, кошерным питанием, образовательной и культурной программой. Оплату проезда иногородних участников на школу и конференцию организаторы НЕ ВОЗМЕЩАЮТ (из Москвы до места проведения московской школы и обратно в Москву будет организован трансфер).

Взнос за участие в Московской школе по иудаике составляет 1500 рублей (иногородние участники школы, самостоятельно оплатившие проезд в Москву, освобождаются от взноса).

Заявки на участие в Конференции и Московской летней школе (анкета прилагается) принимаются до 15 мая 2011 г. по электронной почте по адресу students@sefer.ru. Убедительная просьба присылать нам только саму анкету (анкеты) участника, а не весь текст данного письма. Требуйте подтверждения получения Вашего письма.

Сообщения о результатах конкурсного отбора на конференцию, школы и экспедиции (кроме Бельц) будут разосланы до 1 июня 2011г. Если Вы не получите до 1 июня ни приглашения, ни отказа, обращайтесь в Центр «Сэфер».

Будем рады видеть студентов, аспирантов и молодых исследователей на нашей конференции и летних школах по иудаике! Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

С уважением, Оргкомитет.

Анкета участника – 2011 (cкачать)

просьба присылать нам только заполненную анкету участника, а не весь текст информационного письма. В теме письма указывайте название школы (школ), на которые подается анкета.

ВСЕ ПУНКТЫ АНКЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ!

  • Фамилия Имя Отчество
  • Год, месяц, день рождения
  • Домашний адрес с индексом (для граждан СНГ – обязательно в соответствии с общегражданским паспортом)
  • Паспорт (внутренний) серия номер выдан: когда кем
  • ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)
  • Пенсионное страховое свидетельство
  • Контактные телефоны(с кодом населенного пункта)
  • Электронная почта
  • Место учебы /Факультет (специальность)/Курс или год аспирантуры
  • Сфера научных интересов
  • Публикации (если есть)
  • Тема выступления на XVI Международной молодежной конференции по иудаике
  • В каких мероприятиях центра “Сэфер” за 2007-2011 гг. Вы принимали участие (нужное выделить жирным):

2007 год

2008 год

2009

2010

Зимняя школа

Зимняя школа

Зимняя школа

Зимняя школа

12 Конференция

13 Конференция

14 Конференция

15 Конференция

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Москва

Москва

Москва

Москва

Житомир

Казань



Черновцы

Ужгород

Ивано-Франковск

Ивано-Франковск

Могилев-Подольский

Могилев-Подольский


Молдавия

Белоруссия

Молдавия



Тамань

Невель

Ростов-на-Дону


Польша

Польша

Румыния

Чехия и Словакия

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Знание языков

Англ.

Иврит

Арамейск.

Арабск.

Идиш

другой

а) начальный уровень







б) со словарем







в) владею свободно







Стационарная школа по иудаике в Москве

На Московской летней школе я хотел/а бы прослушать курсы (укажите фамилию преподавателя и названия курсов в порядке предпочтения внутри каждой учебной пары):

1-я пара: 1 приоритет

2 приоритет

2-я пара: 1 приоритет

2 приоритет

3-я пара: 1 приоритет

2 приоритет

  • Относятся ли выбранные Вами курсы к сфере Ваших научных интересов?
  1. Если ответ «да», то напишите об этом подробнее.
  2. Если ответ «нет», то объясните причину выбора этих курсов.

  • Какие книги, статьи Вы читали по теме выбранных Вами курсов (просим указывать имя автора и название книг/статей)?
  • Принимаете ли Вы на себя обязательство прочесть всю доступную Вам рекомендованную преподавателями летней школы литературу, чтобы подготовиться заранее к лекциям на школе?

Для полевой школы в Волгограде:

  • Обоснуйте свое желание участвовать в Волгоградской полевой антропологической школе:

Для полевой школы в Бельцах:

  1. Занимались ли Вы полевыми исследованиями (антропологией, фольклористикой, социолингвистикой, устной историей и проч.)
  2. Знание идиша
  3. Есть ли у Вас техника (диктофон, фотоаппарат, видеокамера), обязательно наличие компьютера-ноутбука

  • Откуда Вы узнали о программах Центра «Сэфер» (рассылка, сарафанное радио, сайт, социальные сети, другое)?

Если Вы уже участвовали в наших программах, сообщите о Ваших предложениях и пожеланиях по организации работы Летних школ и Конференции.


ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ИУДАИКЕ В МОСКВЕ (6-12 июля 2011 г.)

Необходимо выбрать по 2 приоритета внутри каждой пары. Более подробную информацию о каждом курсе - силлабус (описание содержания каждой лекции курса) и список библиографии - Вы найдете после таблицы.

Тематический поток

1-я пара (параллельно в 8 потоках)

2-я пара (параллельно в 8 потоках)

3-я пара (параллельно в 8 потоках)

Древний Ближний Восток и античный иудаизм

Сергей Тищенко

Жертвы и очистительные ритуалы книги Левит

Яков Эйделькинд

Комментированное чтение Песни песней

Михаил Туваль

Синагога в античном и позднеантичном мире

Иудео-христианский диалог

Ольга Белова

Межконфессиональный диалог евреев и славян в Восточной Европе (фольклорно-этнографический аспект)

Галина Зеленина

Между христианством и иудаизмом: апостаты и прозелиты в средневековой Европе

Виктория Мочалова

Иудео-христианские отношения в Восточной Европе: контакты – полемика – конфликты

Евреи и Россия

Владимир Петрухин

Евреи и Древняя Русь: начало диаспоры в Восточной Европе

Илья Баркусский

Национализм и еврейское просвещение в империи Николая I

Александр Локшин

Иудаизм в Российской империи (конец XVIII – начало XX вв).

Еврейская мысль*

Ури Гершович

Подходы к иудаизму в еврейской мысли Нового и Новейшего времени.

Сергей Степанищев

Философия Э.Левинаса в контексте политической философии ХХ века

Йоэль Регев

Галахический материализм, или стоит ли бороться за еврейское наследие

Еврейское искусство – евреи в искусстве

Леонид Дрейер

Иерусалимский храм. Образ и реальность

Лидия Чаковская

Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог античности

Светлана Пахомова

"Еврейский вопрос" в российском кино – обзор столетия

Еврейская литература

Зоя Копельман

Гендерные сдвиги в литературе современного Израиля

Ася Вайсман

Мемуарные стратегии русских и еврейских авторов XIX-XX вв. Хороший мальчик VS бунтарь и ниспровергатель

Леонид Кацис

Русско-еврейская литература как русская и как еврейская литература

Еврейские общины

Алина Лисицына

Другие евреи: зарождение и расцвет караимства

Илья Дворкин

Интеллектуальная география еврейской диаспоры

Александр Львов

Стратегии репрезентации общины (на примере русских иудействующих конца XIX – XXI в.)

История и современность израильского общества

Дмитрий Шевелев

Еврейский национальный очаг в период первой мировой войны: историографические и политически е дебаты

Владимир Месамед

Внешняя политика государства Израиль в ближневосточном контексте

Зеэв Ханин

Still Moving? Израильское общество и его культуры в контексте массовой миграции

* Внимание! На Московской летней школе Центр «Сэфер» совместно с «Мостами культуры» и Центром Чейза проводит эксперимент. Экспериментальная программа мульти-идеологическое образование будет осуществлена в рамках секции «Еврейская мысль». Что такое мульти-идеологическое образование? Это метод преподавания гуманитарных дисциплин, при котором подача материала ведется на основе нескольких четко акцентированных идеологических платформ. Участникам образовательного процесса предлагается на время «в игровом режиме» принять ту или иную идеологическую платформу и сквозь ее призму изучить определенную часть материала. В процессе обучения происходит интенсивная рефлексия основоположений идеологических систем, в рамках которых ведется изложение. Что дает мульти-идеологическое образование? Умение выявлять идеологическую основу различных явлений культуры, способность понимать идеологическую позицию другого, возможность свободного обращения со сферой идеологического и т.д. В этой связи секция «Еврейская мысль» будет представлять собой единый тематико-дидактический блок. Все три курса объединены общей темой «Взгляд на иудаизм в современной мысли» и методологически будут построены в тесной взаимосвязи. Поэтому всем, кого привлекает данная тема и кто хочет на собственном опыте познакомиться с методом мульти-идеологического образования, мы настоятельно рекомендуем взять все три курса.
Древний Ближний Восток и античный иудаизм

Сергей Тищенко
Жертвы и очистительные ритуалы книги Левит
Курс посвящен разбору ритуально-культовой системы, представленной жреческой школой в текстах Исх 25–31*; 35–40*; Лев 1–16* (мы ограничиваемся книгой Левит). В этих текстах жреческий документ [Быт 1 – Лев 16]* – самостоятельное и законченное литературное произведение, созданное жреческой школой – достигает кульминации, своего высшего смысла, который мы и попытаемся постичь. Для подробного обсуждения предлагаются следующие темы: Макроструктура жреческого документа и его основополагающая идея. Обсуждение этой темы помогает выявить идеологические рамки, в которые помещается ритуально-культовая система, а значит – и тот смысл, который приписывал этой системе жреческий автор. Далее рассматривается жертвенный культ, описанный в этом комплексе текстов, основные виды жертвоприношений, их структура и порядок. Третья тема – ритуалы элиминации, которые будут обсуждаться в контексте месопотамской и анатолийской традиций. В ритуалах этого типа субстанциально трактуемая скверна (нечистота или грех) переносится на животное или птицу, которая затем устраняется (убивается и сжигается, отправляется в пустыню и т.п.). Четвертая тема – очистительный ритуал хаттат, сочетающий в себе ритуал элиминации и жертву; происхождение этого ритуала и его развитие в жреческом кодексе. Обсуждение всех этих вопросов сопровождается чтением, переводом и комментированием отдельных еврейских текстов (их список приводится ниже) и по возможности иллюстрируется примерами из других ближневосточных традиций. Библейские тексты для обсуждения и анализа (часть этих текстов будет читаться на занятиях на иврите с филологическим и культурно-историческим комментарием): Лев 1:1–13; 3; 4:1–5:13; 6:17–23 (в перев. 6:24–30); 8; 14:2–9, 10–20 и 33–53; 16:2–28.

Силлабус курса С. Тищенко

Яков Эйделькинд Комментированное чтение Песни песней

В рамках этого курса обсуждаются различные подходы к интерпретации Песни песней (аллегорическая экзегеза, драматическая гипотеза, свадебная гипотеза и др.), особенности языка и времени написания текста, параллели в литературе Древнего Востока и античности. Курс начинается небольшой вводной лекцией, а затем предполагается чтение и комментирование текста. Желательно базовое знание древнееврейского языка.
Силлабус курса Я. Эйделькинда

Михаил Туваль Синагога в античном и позднеантичном мире

В рамках нашего курса мы рассмотрим различные аспекты, связанные с зарождением и эволюцией важнейшего учреждения иудаизма – синагоги. Мы начнём с анализа эпохального процесса, происшедшего в античном иудаизме – его трансформации из религии Храма, жрецов и жертвоприношений в религию синагоги, мудрецов и изучения Торы. Затем мы обсудим различные научные теории, пытающиеся установить, где, почему и как появились первые синагоги. Мы ознакомимся с разнородными литературными, эпиграфическими и археологическими свидетельствами о синагогах в период Второго Храма и в период Поздней Античности, и рассмотрим ключевые аспекты процесса становления синагогальной культуры. Напоследок мы ознакомимся с двумя выдающимися примерами древних синагог, обнаруженных археологами – синагог в Дура Европос и в Сардах. Мы также уделим немало внимания вопросам изобразительного искусства в контексте древних синагог, также как и теориям, пытающимся объяснить, каким образом возможно совместить картину позднеантичного иудаизма, основанную на чтении раввинистической литературы, с совершенно иной картиной, представшей перед нами в результате археологических раскопок.
Силлабус М. Туваля

Иудео-христианский диалог

Ольга Белова Межконфессиональный диалог евреев и славян в Восточной Европе (фольклорно-этнографический аспект)
Курс лекций посвящен рассмотрению ряда проблем, связанных с культурными и конфессиональными контактами евреев и славян в различных регионах Восточной Европы. Богатый материал в этом отношении предоставляет нам культурная ситуация таких регионов, как Полесье, Подолия, Западная Белоруссия, где в течение длительного времени развивались этноконфессиональные контакты славян и евреев. В курсе лекций нашли отражение материалы полевых исследований 2005-2011 гг.
Силлабус курса О. Беловой

 
Галина Зеленина Между христианством и иудаизмом: апостаты и прозелиты в средневековой Европе
Мы поговорим о том, что наряду с многократно реализованной и широко известной моделью перехода из иудаизма в христианство, освященной примером ап. Павла и настойчиво проповедуемой церковью, существовала и обратная модель – обращения христиан в иудаизм.
Мы рассмотрим несколько иудействующих сект, а также индивидуальные случаи апостатства/прозелитизма – раннего, высокого и позднего Средневековья, проанализируем мотивы геров, особенности отношения к ним бывших и новых единоверцев, степень их интеграции в еврейское сообщество, а также сравним с наиболее известными случаями обратных прозелитов – из иудаизма в христианство.
Попытаемся оценить, насколько оправдан был страх церкви перед апостатством и насколько важное влияние он оказал на положение евреев в Европе, а также правы ли христианские источники, полагавшие, что за всеми случаями перехода в иудаизм стояло целенаправленное еврейское миссионерство.
Обсудим отношение к прозелитам еврейских средневековых авторитетов, в частности, место геров в мессианских концепциях.
Рассмотрим важную и, возможно, доминантную разновидность этого феномена – отпадение в иудаизм выкрестов: как отдельные средневековые случаи, так и массовую реиудаизацию маранов в раннее Новое время.
Силлабус курса Г. Зелениной

Виктория Мочалова Иудео-христианские отношения в Восточной Европе: контакты – полемика – конфликты

Курс посвящен проблемам многовекового существования иудейского меньшинства в пестром с конфессиональной точки зрения восточноевропейском регионе, где проживало не только католическое большинство, но и представители других христианских деноминаций (православные, униаты, протестанты), а также мусульмане. В этническом отношении этот обширный (особенно после объединения в 1569 г. Польской Короны с Великим Княжеством Литовским) регион также отличался гетерогенностью: помимо польского населения здесь проживали немцы, итальянцы, шотландцы, армяне, татары, греки, венгры, литовцы, украинцы, белорусы, евреи, караимы и др.). История пребывания еврейского меньшинства в этом мультиконфессиональном и мультикультурном регионе рассматривается на примере некоторых узловых моментов христианско-иудейского сосуществования, позволяющих представить весь спектр взаимоотношений (сотрудничество, толерантность, диалог, дистанцированность, изоляционизм, соперничество, враждебность, конфликт). Используются материалы текстового и визуального характера.
Силлабус курса В. Мочаловой

Евреи и Россия

Владимир Петрухин Евреи и Древняя Русь: начало диаспоры в Восточной Европе

Курс посвящен введению в начальную историю еврейской диаспоры в Восточной Европе. Помимо опубликованных источников используются данные, полученные в ходе работ экспедиций Хазарского проекта РАН.
Силлабус курса В. Петрухина

Илья Баркусский Национализм и еврейское просвещение в империи Николая I

Просвещение евреев в николаевской России развивалось несколькими путями, которые необходимо рассматривать в совокупности. Во-первых, это деятельность восточно-европейских сторонников берлинской Гаскалы, пытавшихся модернизировать себя и еврейское общество в сложных условиях самодержавной России. Во-вторых, это представители германской Гаскалы, ратовавшие за распространение идей Мендельсона и Вессели в среде их восточных собратьев. В этой плеяде наиболее яркой фигурой был баварский раввин Макс Лилиенталь, проведший в России более пяти лет и активно участвовавший в подготовке реформы еврейского образования 40-х годов, а впоследствии вставший у истоков американского реформистского иудаизма. И, в-третьих, это николаевское правительство, видевшее в просвещении инструмент для превращения евреев в «полезных» подданных российского императора. Отношения между этими направлениями были сами по себе противоречивыми, но к ним необходимо добавить как специфику восточно-европейского еврейства, так и сложность общей исторической ситуации, в которой оказалась в тот период Европа, испытывавшая бурные политические, идейные и социально-экономические пертурбации. Вся эта совокупность проблем станет темой нашего курса, на котором мы постараемся ответить на вопрос каким образом и благодаря каким историческим обстоятельствам из этого клубка противоречий к 60-м годам XIX столетия явилась на свет русско-еврейская интеллигенция.
Силлабус курса И. Баркусского

Александр Локшин Иудаизм в Российской империи (конец XVIII – начало XX вв.)

Рассматривать историю российского еврейства , игнорируя иудаизм как религиозное, национальное и этическое мировоззрение народа вряд ли возможно. Предлагаемый курс лекций является первой попыткой представить юридическое и фактическое положение иудаизма в Российской империи, рассмотреть ряд особенностей иудейской традиции в имперской России, в сравнении с Западной Европой, определявшейся компактным проживанием евреев, социально-экономическими и политическими процессами. В лекциях рассматриваются вопросы, связанные с реакцией иудаизма на вызовы брошенные временем, политикой самодержавия, а так же возникновение развитие различных направлений в ортодоксальной традиции, появление реформистского иудаизма. Предпринята попытка создать словесные портреты духовных лидеров российского еврейства. Лекция сопровождаются визуальным рядом : представлены виды синагог в черте и за чертой, портреты раввинов.

Силлабус курса А. Локшина

Еврейская мысль

Ури Гершович Подходы к иудаизму в еврейской мысли Нового и Новейшего времени

В рамках мини-курса будет дан исторический обзор развития еврейской мысли XVIII-XX вв. Упор будет сделан на осмыслении иудейской религиозной традиции, разворачивающимся в полемике со взглядами европейских философов на иудаизм и диалоге о месте религии в культуре. Наряду с основными тенденциями и направлениями, будут рассмотрены более подробно взгляды отдельных мыслителей. При этом в фокусе внимания окажутся не столько собственно философские идеи, сколько их роль в формировании идеологических позиций в отношения к иудейской традиции.

Силлабус курса У. Гершовича

Сергей Степанищев Философия Э.Левинаса в контексте политической философии ХХ века

Данный лекционный курс посвящен философии Эмманюэля Левинаса – одной из центральных фигур еврейской и европейской философии ХХ века. Философия Левинаса, которую сам мыслитель называл «этическим рационализмом», находится на пересечении еврейской религиозной традиции, диалогической философии (М.Бахтин, М.Бубер, Ф.Розенцвейг, Ф.Эбнер, О.Розеншток-Хюсси, В.Библер), трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля, фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера и постструктурализма (Левинас – один из основных вдохновителей философии деконструкции Жака Деррида). В то же время чаще всего философию Левинаса относят к традиции (еврейской) диалогической философии, виднейшими представителями которой, кроме Левинаса, являются Мартин Бубер и Франц Розенцвейг. Эмманюэль Левинас был тем, кто изнутри европейской философской традиции, пользуясь ее языком и понятийным аппаратом (и одновременно вдохновляясь еврейским мессианизмом), осуществил одну из самых убедительных в истории философии деструкций последней, проблематизировав ее как мышление Тождественного, подчиняющего себе и ассимилирующего Другого. В курсе мы постараемся поместить философию Левинаса в максимально насыщенный контекст политической философии ХХ века, попытаемся понять, ответом на что, спором с чем и проблематизацией чего она является. Кроме того, мы постараемся осветить судьбу левинасовских идей в современном мышлении, после Левинаса. Требования к студентам: базовые знания по истории философии, знание общефилософской терминологии.
Силлабус курса С. Степанищева
 

Йоэль Регев Галахический материализм, или стоит ли бороться за еврейское наследие

"Следует освободить логику благодати из теологической тюрьмы"; "нашей целью является учерждение "материализма в духе апостола Павла"; "мы не ограничиваемся утверждением о том, что, наряду с прочими, уместно и материалистическое прочтение посланий Павла: мы настаиваем на том, что только подобное прочтение и является уместным". Существует ли еврейская аналогия подобному подходу к христианству, разворачиваемому в последние десятилетия в мышлении Алана Бадью и Славоя Жижека? Мы попытаемся обосновать возможность положительного ответа на этот вопрос: возможность "галахического материализма", радикальной секуляризации равиннистического иудаизма и материалистического прочтения еврейских традиционных текстов. Проект латинизации иврита Итамара Бен-Ави, программа учреждения "наук о еврейской мистике" Гершома Шолема, еретическая теология рабби Нафтали из Франкфурта и учение рабби Шнеура Залмана из Ляд послужат отправными точками для такого обоснования. Нашей целью будет выявление теоретической практики, являющейся общей для всех этих идеологических систем, крипто-теологии, объединяющей их, несмотря на все различия и противоположности в мировоззрениях. Именно эта крипто-теология – механизм двойной трангрессии, ведущей от невозможного праксиса к еще более невозможному логосу – и послужит основанием для перспективы радикальной секуляризации, через призму которой будет рассмотрен вопрос о "еврейском наследии" и его месте в современном мире.
 Силлабус курса Й. Регева

Еврейское искусство – евреи в искусстве

Леонид Дрейер Иерусалимский храм. Образ и реальность
Образ Иерусалимского храма – один из центральных как в еврейской, так и христианской традиции. В течение столетий предпринимались многочисленные попытки представить его облик на основе подробных описаний в Библии и постбиблейской литературе. В данном курсе мы постараемся разобраться, насколько эти попытки были успешными. К анализу архитектуры Иерусалимского храма на разных этапах его существования привлекается необходимый археологический и иконографический материал. Большое внимание уделяется анализу библейских текстов, представляющих описания храма Соломона, Зеруббавеля, храмового комплекса в последнем видении Иезекииля, а также текста трактата Миддот, посвященного храму Ирода.
Силлабус курса Л. Дрейера


Лидия Чаковская
Художественный мир синагог античности
Предполагаемый курс должен познакомить студентов с художественным миром синагог Святой Земли эпохи поздней античности (II – VI вв.). Именно в это время синагога как институт стала центром еврейской жизнь. Ее становление в новом для себя качестве сопровождалось взрывом творческой мысли: необходимо было понять, какая архитектура должна ей соответствовать, что из арсенала окружающей изобразительной культуры может и должно быть использовано в ее интерьере. Результат был революционным: возникло пространство священного, принципиально отличное как от языческих храмов, так и от разрушенного Иерусалимского Храма. На создание этого пространства работала и архитектура и – впервые – изобразительное искусство в виде фресок, мозаик и рельефов. Возникший особый художественный мир стал предтечей как будущего византийского искусства, так и в перспективе – искусства ислама. С особой яркостью эти новые поиски воплотились в синагогах Галилеи, где впервые сформировался канон еврейского изобразительного искусства, которому была суждена важнейшая роль в дальнейших судьбах еврейского искусства. В истории же открытия и изучения художественного наследия евреев поздней античности как в зеркале отразились все перипетии, которые переживала иудаика как область знания. Мы проследим, как открытие таких памятников как синагога в Дура-Европос, еврейские катакомбы в Риме, синагога в Сепфорисе оказывались причиной бурных споров, смены научных концепций и открывали новые перспективы практически для всех областей изучения культуры и истории евреев. В результате слушатель курса должен получить представление 1) о еврейском искусстве этого времени как о целостном художественном явлении со своей внутренней логикой развития 2) о художественной проблематике эпохи как она отразилась в этих памятниках.
Силлабус курса Л. Чаковской

Светлана Пахомова
"Еврейский вопрос" в российском кино – обзор столетия
Интерес к еврейским персонажам, к жизни в местечке, к миру традиционных еврейских ценностей появился у российского кинематографа практически сразу же после его зарождения. Начавшись как удовлетворение жажды национальной экзотики на экране, еврейская тематика смогла перерасти в глубокий анализ общинной жизни, в настоящее культурное погружение в мир еврейского фольклора и литературы в своих лучших кинопроизведениях.
Мы рассмотрим эволюцию отношения российских кинематографистов и представителей власти (что оказывается значимым фактором в советский период) к изображению еврейской темы, способы репрезентации жизни штетла и его обитателей, как советский экран преобразовал уже разработанные сюжеты сообразно требованиям новой эпохи. Одной из ключевых тем должна была бы стать тема войны, однако, советское военное повествование, тяготеющее к интернационализму, нивелированию этнической компоненты, неизбежно накладывает своеобразно право вето на всякое упоминание этой трагедии. Тем ценнее для нас оказываются отдельные прорвавшиеся на экран эпизоды, типа, «Непокоренных» Донского или многострадального «Комиссара» Аскольдова.
Значительные цензурные послабления, обозначавшиеся к концу советского периода, позволили вновь поднять «еврейский вопрос» в советском кино, а затем и в новом российском. Помимо традиционных литературно-этнографических мотивов, характеризующих даже кинофильмы на современную тематику, в российско-еврейских картинах появляется новое измерение – Израиль и проблемы эмиграции. Сегодня мы также имеем интереснейшее явление совместной – российско-израильской – копродукции.
Не имея возможности охватить весь пласт «еврейского» кино в России, мы остановимся на ряде знаковых картинах из каждого периода, просмотр фрагментов, анализ и обсуждение которых является основополагающей частью данного курса.
Силлабус курса С. Пахомовой
Еврейская литература

Зоя Копельман
Гендерные сдвиги в литературе современного Израиля
Вопрос о роли женщины приобрел важнейшее значение в современном мире. Его обсуждают социологи, психологи, культурологи. Изменение статуса женщины во всех сферах человеческого бытия повлекло за собой изменения в литературе и литературоведении. Феминизм поставил новые вопросы, касающиеся разработки женских образов в искусстве, а также задал новый угол рассмотрения уже существующих художественных произведений. В этом плане Израиль – страна, где феминистские идеи получили широкое и яркое развитие. Наш курс обсудит связанный с феминизмом круг вопросов в проекции на современную ивритскую литературу.
Силлабус курса З. Копельман


Ася Вайсман
Мемуарные стратегии русских и еврейских авторов XIX-XX вв. Хороший мальчик vs бунтарь и ниспровергатель
Мы попробуем прочитать избранные автобиографические тексты русских и еврейских писателей с точки зрения того, какие идеологические схемы пытался реализовать автор и что у него в итоге получилось. Мы пройдем с героями пусть от счастливого сиротского детства к мятежной традиционной юности и обсудим, как круг чтения влиял на их повседневную жизнь и, позднее, литературное творчество. В автобиографии откровения и умолчания могут сочетаться в одном предложении. Нас будет интересовать и то, что герои о себе рассказывают, и то, что они скрывают. Возможно, мы также поговорим о том, как может строиться современный автобиографический текст.
Силлабус А. Вайсман

Леонид Кацис
Русско-еврейская литература как русская и как еврейская литература
Цикл лекций призван предложить новый взгляд на подходы к изучению русско-еврейской литературы, на выбор авторов и произведений, которые включаются в это понятие. Особенностью курса является анализ реакции на еврейский субстрат русскоязычных литературных текстов, написанных евреями, как национально ориентированными, так и отрицающими еврейскую составляющую своего творчества. Одновременно анализируется реакция как русско-еврейского, так и русского литературного и научного сообщества и читателей на выявление и исследование еврейского субстрата произведений и биографий тех писателей-евреев, которые вошли в классику русской литературы.
Силлабус курса Л. Кациса


Еврейские общины

Алина Лисицына
Другие евреи: зарождение и расцвет караимства
В рамках данного курса мы осветим историю одного из самых интересных и загадочных народов на планете – караимов. В первую очередь, мы проясним вопрос о том, кто такие, собственно, караимы, это народ или конфессиональная общность? Каково их происхождение? Узнаем, почему иудаизм чуть было не стал совсем другим, нежели таким, каким мы его знаем. Курс охватит как средневековый период истории этого народа, так и основные вехи его существования в Новое время. Также специальное внимание мы уделим караимской культуре и традициям.
Силлабус курса А. Лисицына

Илья Дворкин
Интеллектуальная география еврейской диаспоры
Культурное взаимодействие с разными странами мира являлось на протяжении веков существенным компонентом формирования этоса еврейских диаспор. Как можно определить интеллектуальную специфику еврейских культур, сформировавшихся после многовекового пребывания диаспорных общин в Испании, Германии, Польше, Украине, Литве? Имеется ли культурное родство между разными еврейскими группами? В нашем курсе мы рассмотрим философско-поэтический культурный тип сефардского еврейства, сравним его с другими группами восточных евреев; интеллектуальное взаимодействие евреев с немецкой культурой; специфические особенности духовной жизни литваков и украинских хасидов. Интеллектуальная география еврейской диаспоры не ограничивается крупными регионами. Даже соседние населенные пункты, например Новогрудок и Мир, или Сад-Гора и Черновцы могли сформировать противоположные типы культурной направленности. Переезд еврейского ученого из Невеля в Марбург и обратно может означать целую драму в истории духа.

 Силлабус курса И. Дворкина

Александр Львов
Стратегии репрезентации общины (на примере русских иудействующих конца XIX – XXI в.)
Жанр этнографических описаний локальных сообществ (общин, «племен», «народов» и т.п.) бурно развивался в XIX в. и остается популярным по сей день. Мини-курс познакомит слушателей с методами критического анализа подобных описаний, необходимого для использования их в качестве источников в исторических, антропологических, религиоведческих и др. исследованиях. В ходе занятий мы прочитаем несколько описаний общин русских иудействующих (субботников), обращая внимание не столько на содержащуюся в них этнографическую информацию, сколько на стратегии их авторов, так или иначе ориентирующихся на современные им научные и/или общественно-политические тенденции в отборе и представлении собранного ими материала. Будет рассмотрена также специфика фото- и видео-материалов. В заключение курса мы попытаемся обсудить проблемы репрезентации маргинальных еврейских групп в более широком контексте, включающем не только субботников.
Силлабус курса А. Львова


История и современность израильского общества

Дмитрий Шевелёв
Еврейский национальный очаг в период Первой мировой войны: историографические и политические дебаты

Объясняя палестинский вопрос накануне и в годы первой мировой войны студентам, изучающим историю или международные отношения, преподаватели обращают внимание исключительно на декларацию Бальфура 1917 г. Договоренностям же этого периода, в которых так или иначе ставился вопрос о создании в Палестине «еврейского национального очага», никакого внимания не уделяется. Из этого складывается впечатление, что такая проблема надумана и появилась «из ничего». В данном мини-курсе рассматривается функционирование системы протекций великих держав в отношении немусульманского населения Османской империи, а также договоренности периода первой мировой войны, к которым и до сегодняшнего дня возвращаются историки и политики – переписка Мак‑Магона – Хусейна 1915‑1916 гг., соглашение Сайкса – Жорж‑Пико – Сазонова 1916 г., и меморандум Хогарта 1918 г. В задачи курса входят: во‑первых, описание тех моментов в истории дипломатии на Ближнем Востоке в конце ХIХ – начале ХХ вв., которым не уделяется внимание в курсах всеобщей истории и истории международных отношений в вузах, во‑вторых, представление тенденций в современных историографических дебатах относительно палестинского вопроса в период первой мировой войны.
Силлабус курса Д. Шевелёва

Владимир Месамед
Внешняя политика государства Израиль в ближневосточном контексте
Данный лекционный миникурс посвящен отношениям Израиля с соседними странами региона Ближнего Востока в период с провозглашения независимости до наших дней. В рамках курса будут рассмотрены и последние события в регионе. Отдельные лекции будут посвящены особенностям связей Государства Израиль с теми или иными странами ближневосточного региона, нынешнему состоянию диалога еврейского государства с мусульманским миром. В лекционном курсе предполагается осветить и угрозы, исходящие в направление Израиля от ряда стран региона.
Силлабус курса В. Месамеда

Зеэв Ханин
Still Moving? Израильское общество и его культуры в контексте массовой миграции
На фоне бурных событий, в последнее время потрясающих страны ближневосточного региона, да и многие страны Запада, Израиль выглядит неким "островком стабильности". Часто это объясняют тем, что Израиль, став современным либерально-демократическим государством, так всерьез и не принял контрпродуктивную, как сегодня многим кажется в Европе, "постмодернистскую" идею отказа от национального характера государства. Однако, несмотря на очевидное единство израильского общества в противостоянии внешним и внутренним вызовам, в его структуре имеется немало групп и слоев, историко-культурные, цивилизационные и социально-политические различия между которыми часто превалируют над элементами коллективной идентичности. Причем эти различия восходят не только к различным группам репатриантов и иммигрантов, которые принимала и продолжает принимать страна на протяжении своей истории, но и стали итогом внутреннего усложнения израильского общества, включая появление в его структуре новых субкультурных групп. Эти темы и станут предметом рассмотрения настоящего курса, в фокусе которого будет происхождение, содержание и динамика этнических и национальных противоречий в современном Израиле, влияние массовой миграции и глобализации, а также взаимоотношениям Израиля с "традиционной" еврейской и "новой" израильской диаспорой в сравнении с опытом иных демократических стран. Участие в занятиях не требует знания иврита, однако предполагает, что слушатели имеют минимальное представление о базовых понятиях современной истории, политологии и/или социологии.
Силлабус курса З. Ханина

Возврат к списку