31 января – 2 февраля 2016 г. в Москве прошла Двадцать третья Ежегодная международная конференция по иудаике, в которой приняли участие ученые из различных научных центров Израиля (Иерусалим, Тель-Авив), США (Нью-Йорк), Германии (Берлин, Штутгарт), Польши (Варшава, Люблин), Белоруссии (Минск, Богушевичи, Витебск, Гродно), Латвии (Рига, Даугавпилс), Молдавии (Кишинев), России (Москва, С.-Петербург, Владимир, Казань, Калининград, Кемерово, Махачкала, Нижнекамск, Омск, Тольятти, Тула), Украины (Киев, Донецк, Ровно, Черкассы).

Поддержку конференции традиционно оказали Джойнт, РЕК, ЕАЕК, а также спонсоры, предпочитающие остаться анонимными.

Видеозаписи 22 докладов, представленных на конференции, доступны на нашем сайте в разделе "Видеолекции". 

На первом пленарном заседании с докладами выступили Михаил Членов («Опыт типологии еврейских общин в современном мире») и Виктор Шнирельман («”День победы над Хазарией”: праздник и памятник»).


Здесь же состоялась ставшая традиционной презентация новых изданий по иудаике, где были представлены как материалы конференций, проведенных «Сэфером»:

· Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXII Международной ежегодной конференции по иудаике / Отв. ред. В. Мочалова;

· Число – счет – нумерология в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О. Белова;

сборники материалов, собранных в результате проводимых «Сэфером» полевых школ и экспедиций:

· (Лепель. Память о еврейском местечке / Отв. ред. С. Амосова;

· Евреи на карте Литвы: Биржай. Проблемы сохранения еврейского наследия и исторической памяти / Отв. ред. И. Копченова;

· Страницы истории и культуры евреев Грузии. По следам экспедиции 2013 г. / Отв. ред. М. Членов),


так и книги наших коллег:

· Григорий Казовский представил двухтомный альбом, выпущенный Музеем истории евреев в России и содержащий лучшие экспонаты его коллекции, собранной сотрудниками за 5 лет ее формирования: «Традиционная культура» и «Евреи в Российской империи и СССР».

· Михаэль Бейзер представил свою книгу о помощи Джойнта российским евреям в драматическое десятилетие XX века: Michael Beizer. Relief in Time of Need. Russian Jewry and the Joint 1914–1924. Indiana: Slavica.

· Александр Иванов, один из научных редакторов-составителей (совместно с Марком Куповецким) 3-го тома многотомного издания «Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга: путеводитель. Ведомственные архивы», представил 1-ю часть этого тома, где содержатся описания материалов по еврейской истории и культуре, выявленных в 222 фондах петербургских архивохранилищ ведомственного подчинения.

· А. Иванов также представил петербургское издание очередного выпуска (№ 3) сборника «Из истории еврейской музыки в России. Общество еврейской народной музыки в Петербурге (1908-1921): столетие спустя», подготовленного совместно Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга, Центром еврейской музыки и Российским институтом истории искусств.

· Александр Локшин как научный редактор мемуаров лидера и идеолога Еврейской социал-демократической рабочей партии «Бунд» В.Д. Медема (1879–1923) рассказал о его книге, впервые опубликованной на идише в 1923 г. в Америке, а позднее переведенной на английский язык, – «Из моей жизни: воспоминания» (в переводе с англ. О.В. Борисовой, издательство «Новый хронограф»).

· Максим Гаммал представил первый сборник статей (под ред. А.Б. Ковельмана), выпущенный при поддержке Фондов «Генезис» и РЕК кафедрой иудаики ИСАА МГУ «Израиль древний и новый. Труды кафедры иудаики. Вып. 1», в который вошли работы лингвистов, историков, литературоведов и политологов.

· “Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции» – так называлась конференция, проведенная совместно Еврейским музеем и Центром толерантности и кафедрой иудаики ИСАА МГУ, и так же называется и сборник ее материалов, представленный одним из его научных редакторов, Ури Гершовичем.

· Олег Бубенок представил 13 том «Хазарского альманаха», выпущенного совместно Институтом славяноведения РАН, Институтом востоковедения им. А.Е. Крымского НАНУ и Международным Соломоновым университетом.

· Несколько новых изданий Научно-просветительного центра «Холокост» из серии «Российская библиотека Холокоста» представил Леонид Терушкин: Г. Шмулевич. Зов жизни и памяти; материалы конференции «Холокост: 70 лет спустя»; «Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте», вып. 12; Д.А. Жуков, И.И. Ковтун. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР.


· Гита Умановская представила книгу-альбом М. Иткина «Judaica. Еврейские обрядовые предметы как объекты коллекционирования», изданную в Риге Советом еврейских общин Латвии и Центром изучения иудаики Латвийского университета.

· Еще одна презентация была вынесена за пределы конференции в Еврейский музей и Центр толерантности и открыта для широкой публики. Проект Галины Зелениной «Иудаика два: Ренессанс в лицах», посвященный феномену «второго издания» российской иудаики, осуществлялся при поддержке Brandeis-Genesis Institute for Russian Jewry и Российского еврейского конгресса. Возникшая в итоге книга, изданная при финансовой поддержке Genesis Philanthropy Group и UJA Federation of NY совместно издательством «Книжники» и Центром «Сэфер», содержит биографические интервью с участниками процесса возрождения иудаики. На презентации выступали коллеги, причастные российской академической иудаике, но принадлежащие к иному академическому сообществу и наблюдающие ее с некоторой дистанции — дисциплинарной или географической: израильские ученые Ури Гершович, Семен Гольдин, Зеэв Ханин, Шауль Штампфер; Владимир Любченко (НАН Украины) и московские исследователи Владимир Петрухин, Виктор Шнирельман, Михаил Эдельштейн.

На первом пленарном заседании конференции также состоялось традиционное вручение грантов им. Юджина Винера, предназначенных для поддержки развития иудаики. Победителями конкурса на получение грантов этого года стали Галина Зеленина, кандидат ист. наук, доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ; Aлексей Лявданский, старший преподаватель кафедры Истории и филологии древнего Ближнего Востока РГГУ, и Валентина Федченко, кандидат филол. наук., доцент Кафедры еврейской культуры СПбГУ.


Программа конференции включала 13 секций, посвященных различным направлениям еврейских исследований, 2 круглых стола, а также заседание Академического совета «Сэфера» и отборочной комиссии по программе стажировки молодых ученых в Еврейском университете Иерусалима «Эшнав».

Полную программу конференции вы найдете, нажав на изображение:

Секция Библейские и древне-ближневосточные исследования (ведущие: Алексей Лявданский, Сергей Тищенко) была посвящена памяти профессора Владимира Ароновича Якобсона, который возглавлял эту секцию – совместно с С. Тищенко – на протяжении почти всей ее истории. Заседания открыл докладом о достижениях Владимира Ароновича в ассириологии его ученик В.В. Емельянов, и это выступление представляло собой образец научной биографии. Участие В.В. Емельянова в работе секции позволило восстановить ее ближневосточный компонент. Тематика секции была традиционной (всего было заслушано 13 докладов), отрадным представляется участие в ее работе молодых исследователей. Доклад одной из них, Светланы Бабкиной («Звезда, породившая сына: о значении имени “Бар-Кохба”»), руководители секции оценили как блестящий.

Еврейская мысль (ведущие: Михаил Вогман, Ури Гершович) была, по выражению одного из ведущих, компактной (5 докладов), но мощной, доклады в целом были связаны с общей темой «мысль – и комментарий», хронологически охватывающей большой период – от древности до XX в. Некоторые докладчики делились своим собственным опытом перевода. В дискуссиях на секции участвовали и представители секции «Библейских исследований».


На секции Иудео-христианские отношения (ведущий: Максим Хижий) прозвучало 6 докладов, хронологически охватывающих период от XIX до начала XX в., географически – огромное пространство и освещающих зоны потенциальных конфликтов (епископат/иудеи, казаки и евреи Кубанской области). Интерес привлекли и темы, связанные с древностью феномена коррупции, с религиозными шутками над евреями, а доклад Николая Омонова («Наука на суде дилетантов: исследования неоязычества в восприятии неоязычников») вызвал оживленную дискуссию.

Секция Вокруг идиша (ведущий: Валерий Дымшиц), по оценке ее руководителя, стала ярким примером успешного развития этого направления в российской науке, особенно – по сравнению с его прошлым, которое являло собой печальное зрелище. На секции было представлено много нового, а ее ядро составили молодые исследователи. Всего было заслушано 6 докладов.

На секции История евреев в Восточной и Западной Европе в Новое и Новейшее время (ведущие: Александр Иванов, Андрей Шпирт) было заслушано 7 докладов участников из 5 стран. Хронологические рамки рассматриваемых тем – XVII–XX вв., в докладах были представлены проблемы контактов евреев и регулярного государства (Илья Дементьев), история евреев была представлена как история меньшинства. В докладе Гиты Умановской история еврейской общины была представлена через историю здания в Риге.

Секция Евреи в Российской империи (ведущие: Виктор Кельнер, Дмитрий Эльяшевич) была компактной (прозвучало 7 из 8 заявленных докладов), общий научный уровень докладов был высок, среди них не было ни одного неинтересного, «проходного». Были выходы за хронологические рамки существования Российской империи; тематика охватывала не только историографические, но и новые, экзотические для секции сюжеты (микроистория эмоций). По оценке руководителей секции, она, безусловно, удалась.

На секции Евреи в СССР и на постсоветском пространстве (ведущий: Геннадий Костырченко) были заслушаны все 9 заявленных докладов. Внутри секции сложился заметный блок, посвященный теме евреев в Белоруссии (треть прозвучавших докладов). Два доклада были посвящены антиеврейским репрессиям периода послевоенного сталинизма, обвинениям в космополитизме (Геннадий Костырченко, Елена Генина), с интересом был воспринят доклад Виктории Романовой(«Еврейская община Харбина после августа 1945 г.»).

Секция Неашкеназские еврейские общины (ведущие: Максим Гаммал, Михаил Членов) несколько отличалась по своей тематике от своего традиционного формата: обычно горско-еврейская и караимская проблематика бывает на ней представлена шире. В свою очередь, доклад Михаила Членова «Евреи в Индонезии» внес в спектр рассматриваемых тем новую краску. Доклад Максима Гаммала «Жанровое своеобразие книги Исаака Синани “История возникновения и развития караимизма” или апология “плохо” сделанных книг» вызвал интерес, привлекая внимание к коллизии в караимской среде; доклад Натальи Кашовской – к коллекции эстампажей средневековых еврейских надгробных текстов некрополя Мангуп. Всего на секции прозвучало 5 докладов.


На секции Холокост и историческая память (ведущий: Леонид Терушкин) встретились исследователи, давно занимающиеся этой темой, – и только начинающие ее изучать. В 6 прозвучавших докладах были представлены интересные источники (устные и письменные), затрагивались проблемы мемориализации. Дискуссия продемонстрировала живой интерес участников к обсуждавшимся вопросам.

Секция Государство Израиль: прошлое и настоящее (ведущие: Татьяна Карасова, Зеэв Ханин) была наиболее обширной, ее заседания были разделены на три тематические сессии: Из истории сионистского движения, Государство и общество современного Израиля и Израиль в международных отношениях. Отрадно, что традиционный состав этой секции пополнился новыми участниками – молодыми учеными: Алим Ульбашев рассмотрел новейшую кодификацию гражданского права в Государстве Израиль, Сергей Белоусов сделал доклад об этической модальности в современном иврите, что особенно ценно, поскольку уже второй год на конференции не складывается секция языка иврит.

На секции Еврейская литература. Литературные связи (ведущий: Леонид Кацис) было заслушано 7 докладов, отразивших все литературные жанры – поэзию, прозу, драматургию. Докладчики уделили внимание проблемам перевода и литературных влияний, отражению в литературном тексте межнациональных отношений.

Проблематика секции Гендерные этюды (ведущая: Галина Зеленина) отличалась широким разнообразием: здесь обсуждались раввинистические дискуссии об обряде бат-мицва (Симха Фишбейн) и (не)типичные гендерные метафоры в литературе Премудрости (Наталья Киреева), гендерные метафоры в философии Маймонида (Семен Парижский) и взаимодействие марранов и инквизиторов в гендерном измерении (Галина Зеленина), участие иудеек в работе аптек в Гродненской губернии (Юлия Ермак) и судьбы женщин-субботниц в России XIX в. (Татьяна Хижая), женские мемуары рубежа XIX–ХХ вв. (Анна Вайсман) и феминистская критика теологии пост-Холокоста (Амалия Пртавян, Светлана Бардина), семейная тема в израильском кино (Светлана Пахомова). Подобное тематическое разнообразие свидетельствует об интересе исследователей к этому направлению, представленному на конференции «Сэфера» впервые.


На секции Еврейская материальная и художественная культура. Музеи (ведущая: Мария Каспина) обнаружились противоречия в оценках современной ситуации еврейских музеев: одни кураторы ощущают исчерпанность, кризис, другие говорят о новых концепциях, взаимодействии с общинами, об ассоциации музеев. О разных формах работы с посетителями говорила в своем докладе Наталья Анисина (Музей на Поклонной горе). Высокая оценка была дана докладу А. Синило, посвященному атрибуции рисунков Моисея Маймона из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь. Однако большинство докладов носило обзорный характер, и в перспективе желательно было бы перейти к аналитике.

Круглый стол «Хазарские исследования» (ведущий: Владимир Петрухин) был посвящен памяти безвременно ушедшего коллеги-хазароведа, доктора исторических наук Александра Тортики. Здесь прозвучали доклады Олега Мудрака о глоссах киевского письма и Олега Бубенка об “Истории хазар” А. Крымского, сопровождавшиеся дискуссией.

Круглый стол: Полевые исследования по иудаике (ведущие: Светлана Амосова, Ольга Белова), посвященный успешно развивающемуся в последние годы направлению, представлял собой рабочую встречу этнографов и эпиграфистов, где рассматривались итоги проделанной работы, функционирование отражающего ее сайта http://www.sfira.ru/, а также намечались перспективы дальнейших исследований. Среди желательных объектов предстоящей полевой работы были названы регионы Восточной Белоруссии, Приднестровье, Оргеев, Смоленская область, Брянск, Новозыбков, Клинцы, Латгалия.

На заключительном пленарном заседании, посвященном подведению итогов и отчетам руководителей секций, была дана в целом положительная оценка прошедшей конференции и отмечалась ее безукоризненная организация.

Полный фотоальбом конференции на нашем сайте. 

Пресса о конференции:

"Как крокодил стал бегемотом и что такое Ксы?"

Отчет на сайте АЕН

Отзыв о презентации книги "Иудаика два. Ренессанс в лицах", которая состоялась в рамках конференции.

Статья и видеосюжет о конференции на сайте СТМЭГИ