Donate
Например: Грант

«Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» 2-4 декабря 2009 года 

Международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции»

2–4 декабря 2009 г. в Институте славяноведения РАН в Москве прошла международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции». Организаторы: Центр «Сэфер», Институт славяноведения Российской академии наук (РАН) при финансовой поддержке Джойнт.

Конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» стала уже тринадцатой (таким образом, это возраст зрелости проекта – бар мицвы, чем в значительной степени и обусловлен выбор темы) в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над многолетним международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященным сравнительному изучению еврейской и славянской культур.

В рамках конференции «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» обсуждалась категория возраста как культурного концепта, диалог поколений в рамках традиционных верований и обрядов, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), связанные c возрастными периодами, конфликты поколений, антропологию эмоций в межпоколенческом контексте и т.п. Рассмотрение данной тематики на материале славянских и еврейской культур призвано осветить как уникальные, специфические черты каждой из традиций, так и примеры взаимодействия культур.

Язык конференции – русский, английский языки . Материалы конференции предполагается опубликовать (на том языке, на котором они будут представлены). Регламент выступления – 20 минут.

Программа

2 декабря, среда

11.00 – 13.00 Утреннее заседание. Открытие Конференции
Ведущие: Аркадий Ковельман, Владимир Петрухин
Михаил Гринберг (Иерусалим). Презентация новых изданий издательства «Гешарим – Мосты культуры»
Борух Горин (Москва). Презентация новых изданий издательства «Книжники»
Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Молодые священники и ученики мудрецов (Бавли Назир и Тамид)
Елена Федотова (Москва). «Сын старости» – «сын моего горя»: Вениамин и братья
Михаил Вогман (Москва). Разрыв и преемственность поколений в еврейских и славянских жизнеописаниях Моисея
Владимир Петрухин (Москва). «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в Повести временных лет

13.00 – 14.00 Перерыв на обед

14.00 – 18.00 Вечернее заседание
Ведущая: Елена Сморгунова
Ирина Качинская (Москва). Старый да малый: половозрастная стратификация и термины родства в архангельских говорах
Елена Казакова (Екатеринбург). Диалог поколений в метаязыковой рефлексии диалектоносителей
Александра Семенова (Москва). Диалог поколений в зеркале кашубского языка (на материале литературы)
Елена Сморгунова (Москва). Возраст: младость – старость – в русских пословицах, сонниках и Агаде

Перерыв: 15 мин.
Ведущая: Ольга Фролова
Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Верхний Олонец – новые традиции
Ольга Фролова (Москва). Представление о родовом проклятии в книжной и устной традиции
Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). «A brivele der mamen» – от поколения к поколению (презентация)
Леонид Кацис (Москва). Поколения Пастернаков

Grochowska Ewa (Warsaw). Mechanism of the transmission of musical tradition between generations (представлен текст)

3 декабря, четверг

10.30 – 14.00 Утреннее заседание
Ведущая: Ольга Белова
Мария Каспина (Москва). Передача традиции в устных рассказах евреев Хотина (презентация)
Ольга Белова (Москва). "Бабушкины сказки": диалог поколений в еврейских семейных рассказах (по материалам экспедиций в Брянскую и Черновицкую области)

Наталья Галкина (Москва). Приказание: от еврейской молитвы к славянскому оберегу (презентация)
Элина Иоффе (Москва). Еврейские похороны вчера и сегодня: устные рассказы жителей Ивано-Франковской области (презентация)
Галина Кабакова (Париж). Механизмы передачи магического знания сегодня (по материалам экспедиций на север Вологодской области) (представлен текст)
Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Категория возраста в таинстве крещения коми старообрядцев-беспоповцев: окрещаемый/наставник – локальные и конфессиональные особенности
Перерыв 15 мин.
Ведущая: Елена Носенко-Штейн

Елена Носенко-Штейн (Москва). «Невстреча» поколений: что объединяет пожилых и молодых людей еврейского происхождения в России в наши дни (презентация)
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Отцы и деды: разница поколений в подходе к современной еврейской традиции (случаи Украины и Греции)
Светлана Амосова, Светлана Николаева (Санкт-Петербург). Смена имени в еврейской среде в советский и постсоветский период
Игорь Семенов (Махачкала). Традиция имянаречения у горских евреев: изменения последних десятилетий

14:00 – 15:00 Перерыв на обед

15.15 (отъезд): коллективный поход на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction №11 (Центральный Дом Художника, Крымский вал, д. 10, ст. метро «Октябрьская»)

4 декабря, пятница

10.00 – 13.30 Утреннее заседание
Ведущий: Евгений Рашковский
Галина Элиасберг (Москва). «Отцы» и «дети»: конфликт и диалог в произведениях русско-еврейской и еврейской драматургии рубежа XIX–XX вв.
Ася Вайсман (Москва). Страдания молодого маскила: возрастные кризисы еврейского просветителя

Виктория Мочалова (Москва). «Отцы и дети» по-еврейски (проза С. Ан-ского)
Перерыв 10 мин.
Юлия Клочкова (Екатеринбург). Проблема поколений в литературных "городках": территория согласия или поле битвы (на примере повести Ш. Аша "Наш городок", пьесы Т. Уайлдера "Мой городок" и "Мелкий бес" Ф. Сологуба)

Евгений Рашковский (Москва). «Петр Плаксин» Юлиана Тувима: польско-русско-еврейская кукольная мистерия
Элина Васильева (Даугавпилс). Дети и родители в романе Ф. Горенштейна «Псалом» (еврейская и славянская составляющая)
Елена Римон (Иерусалим). Диалог поколений в ивритском и бенгальском романе: «Закон и жизнь» Р.А. Браудеса и 'Гора' Р. Тагора (представлен текст)

13.30 – 14.30 Перерыв на обед

14.30 – 18.00 Вечернее заседание:
Ведущая: Виктория Мочалова

Сирил Асланов (Иерусалим). Означает ли смерть еврейских языков провал в передаче еврейской традиции между поколениями? Does the death of Jewish languages speak for a failure in transgenerational transmission?
Хаим Бен Яаков (Иерусалим). Новые церемонии – вступление в монастырское братство и бар мицва, суть отношения к статусу ребенка и переход к взрослости
Александр Шапиро (Москва). Проблема родительско-детских взаимоотношений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Вячеслав Лихачев (Киев), Зеэв Ханин (Иерусалим), Алек Эпштейн (Иерусалим). Между бабушкой и учительницей: значим ли диалог поколений в формировании памяти о Холокосте еврейской молодежи современной России и Украины?
Christine Chiriac (Румыния).The Concept of Age, the Dialogue of Generations and Cultures Reflected in the Print Media. A Comparative Analysis of the Newspapers of Jewish, German and Russian Minorities in Romania (представлен текст)
Перерыв 10 мин.

Ведущий: Андрей Мороз
Варвара Добровольская (Москва). «Еврейский папа», «настоящая еврейская бабушка», «обыкновенный гениальный еврейский ребенок»: семья глазами русских и евреев
Даниил Капцан (Екатеринбург). Проблема трансформации этнокультурного самосознания в парадигме еврейской коммуникации на примере нескольких поколений современной еврейской семьи
Андрей Мороз (Москва). Передача колдовства в севернорусской фольклорной традиции
Михаил Алексеевский (Москва). «Чтобы люди помнили»: причитания о плохом муже в народной культуре
Подведение итогов конференции

Фуршет

 
21.11.2013

Программа конференции “Круг жизни” в славянской и еврейской культурной традиции

 

Уважаемые Коллеги,

Конференция “Круг жизни» в славянской и еврейской культурной традиции” станет уже семнадцатой в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над международным проектом “Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия”, осуществляемым Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН при поддержке «Джойнта» и в сотрудничестве с различными научными и общественными организациями, проявляющими интерес к диалогу культур.

 Место проведения конференции: Институт славяноведения РАН (Ленинский проспект, д. 32 А, корп. В, подъезд № 1, ближайшая станция метро – «Ленинский проспект»).Для входа в здание РАН необходимо иметь при себе паспорт. Фамилии участников и гостей будут в списке на входе.

Проживание иногородних участников конференции:  Андреевская набережная, д. 2

Желающих присутствовать на конференции слушателей просим не позже 12:00 2 декабря 2013 г. сообщить фамилию, имя, отчество для включения Вас в список на вход (sefer@sefer.ru или по телефону 8-495-9380070).

Будем очень рады видеть Вас на конференции – в качестве участников дискуссии и гостей!

Скачать программу в doc


Международная конференция

“Круг жизни”  

в славянской и еврейской культуре

 

Москва, 4–6 декабря 2013 г.

 

Программа

 

4 декабря, среда

 

10.00 – 10.15 Открытие конференции

8 этаж, ауд. 827

Презентация сборника

«Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции»

 

10.15 – 13.30 Утреннее заседание

Толстая Светлана (Москва).

Жизнь после смерти в славянской народной традиции

Вогман Михаил (Москва).

Мистическая интерпретация круга жизни в апокрифической литературе

Запрометова Ольга (Москва).

Учит меня внутренность моя (Пс. 15:7): Тора и духовные искания поздней античности

Федотова Елена (Москва).

Смех и игра в библейском мире

Сморгунова Елена (Москва).

Библейские темы в русских рисованных картинках

Ковельман Аркадий (Москва),

Гершович Ури(Иерусалим).

Священный брак в Мишне и Бавли Киддушин

 

13.30 – 14.30 Обед

 

14.30 – 18.00Вечернее заседание

8 этаж, ауд. 827

Гершович Ури (Иерусалим).

От законов траура к символическому значению субботы и праздников: Мишна. Моэд катан, гл. 3

Бимбат Леонид (Москва).

Рождение как календарная метафора в иудаизме и христианстве

Каспина Мария (Москва).

Заговоры от Лилит на ашкеназских амулетах для роженицы и младенца XVIII–XX вв.

Шапиро Александр (Москва).

«Так начинают, года в два от мамки рвутся в тьму мелодий»: «Маме-лошн» в еврейской и славянской культурно-исторической традициях

Хаздан Евгения (Санкт-Петербург).

Еврейская свадьба в диссертации И.М. Пульнера

Зарубина Евгения (Москва).

Между сакральным и мирским: гадательная книга Соломона бен Шошана «Магид давар» (XVI в.)

Чувьюров Александр (С.-Петербург).

Представления коми-зырян о счастье/несчастье (Шуд/шудтöм)

 

5 декабря, четверг

 

10.15 – 13.30Утреннее заседание

9 этаж, ауд. 901

Фролова Ольга (Москва).

Рождение и смерть человека в русских паремиях

Седакова Ирина (Москва).

Непрожитая жизнь: смерть и погребение

ребенка в славянской традиционной культуре

Петров Никита (Москва).

Семья после смерти: сюжет о ходячем покойнике и его локальные варианты (на материале мифологических рассказов русско-белорусского пограничья)

Дымшиц Валерий (С.-Петербург).

Зачем евреи ходят в синагогу? Поминовение умерших как новый обряд перехода

Иоффе Элина (Москва).

«До ста двадцати»: связь погребения и поминовения с другими обрядами в еврейской традиции

Васильева Элина (Даугавпилс).

Еврейские похороны в восприятии евреев Даугавпилса

 

13.30 – 14.30 Обед

 

14.30 – 17.45 Вечернее заседание

9 этаж, ауд. 901

Миленина Милена (Киев).

Танатологический дискурс еврейско-украинского кладбища современного города

Грунтов Сергей (Минск).

Кладбище в аренду: места погребения в иудео-христианских имущественных отношениях и этнических стереотипах в Беларуси в XIX в.

Лимеров Павел (Сыктывкар).

Еда для умерших: поминальные трапезы в коми традиции

Кудрявская Инара (Даугавпилс).

Жизненный цикл в творчестве Григория Кановича

Клочкова Юлия (Екатеринбург).

Жизнь артиста русской провинции: Павел Орленев и Алла Назимова

Белова Ольга (Москва).

«Круг жизни» в народных этиологических легендах

 

19:00 Экскурсия: Музей истории евреев в России (Петровско-Разумовская аллея, д. 10, корп. 3, офис 7, метро «Динамо»)

 

6 декабря, пятница

 

10.15 – 13.30Утреннее заседание

9 этаж, ауд. 901

Вавренюк Ирина (Брест).

Между синагогой и семьей – замкнутый круг? (жизненный круг еврейских женщин Западной Беларуси (1921–1939 гг.)

Элиасберг Галина (Москва).

«Выйти из круга»: семейный конфликт и женские образы в произведениях еврейской и русско-еврейской драматургии 1880–1910-х гг.

Задоя Кира (Дюссельдорф).

Об опасностях любовной тоски (на материале традиционных верований славянского населения Украинских Карпат)

Сабанцева Елена (С.-Петербург), Вятчина Мария (Тарту).

«365 дней без тебя»: время как социообразующая категория на примере интернет-сообщества «ждушечек»

Носенко-Штейн Елена (Москва).

Некоторые аспекты социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями в Государстве Израиль: традиция и модернизация

Зеленина Галина (Москва).

«Обыкновенная история, или Как мы строили коммунизм»: «круги жизни» советского еврея и их еврейские элементы

 

13.30 – 14.30 Обед

 

14.30 – 18.00 Вечернее заседание

9 этаж, ауд. 901

Мочалова Виктория (Москва).

«Новый Иерусалим явился в Познани»:

жизнь вечная, страсти и чудеса

Слюжинскас Римантас (Клайпеда).

Воспоминания литовцев о евреях в окрестностях Биржая 1920-х – 1940-х гг.: современный взгляд

Петрова Наталья (Москва).

Литовцы и их соседи: фольклорные модели в бытовых рассказах (по материалам экспедиции в г.Биржай)

Мороз Андрей (Москва).

«Еврейский текст» города Велижа

Буйских Юлия (Киев).

«Перед кінцем світу будуть “йоги” по селах ходить зі своїм Богом…»: опыт конфессионального соседства в текстах современной украинской крестьянской традиции

Васянович Александр (Киев).

Мифологизация «еврейских кучек» в современных метеорологических представлениях украинцев

Крашенинникова Юлия (Сыктывкар), Светлана Низовцева (Сыктывкар).

О коллективных прозвищах сельских жителей Коми края (на архивных материалах первой трети XX в.)

 

Закрытие конференции

 

Оргкомитет

 


Возврат к списку