Наши новости

15.07.2013

Завершились XVIII Международная молодежная конференция и школа по иудаике

7-12 июля в московской гостинице «Космос» состоялись два главных события года в мире студенческой иудаики - XVIII Международная молодежная конференция и Летняя школа по иудаике. Для участия в программах в Москве собрались студенты, аспиранты, молодые ученые из разных регионов России, а также ближнего зарубежья - стран СНГ и Балтии.


Программы были организованы в сотрудничестве с Центром Чейза (Еврейский университет в Иерусалиме) и при поддержке благотворительных фондов: AVI CHAI, Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), UJA Federation of NY, РЕК и "Джойнт".

На открытии с приветственным словом выступили директор Центра «Сэфер» Виктория Мочалова, координатор образовательных программ Анна Шаевич и директор Центра Чейза (Еврейский университет в Иерусалиме) Семен Гольдин, преподаватели школы кратко представили предстоящие курсы. А.Ямпольская и В.Шайдуров рассказали гостям и участникам школы о своих последних монографиях, исполнительный директор Российского еврейского конгресса Матвей Членов сделал объявление о новой грантовой программе РЕК, а в качестве главного редактора сборника «Тирош: труды по иудаике» презентовал новый 13 выпуск.

Лекционная программа отличалась насыщенностью (с 10 до 16 часов ежедневно) и разнообразностью тем. Занятия вели ведущие преподаватели из СНГ и Израиля, программа была разбита на 5 тематических потоков по 3 курса в каждом: «Евреи и иудаизм в древности и в эпоху Второго Храма» (Сергей Тищенко, Михаил Туваль, Дмитрий Браткин); «История и историческая память. Национализм» (Семен Гольдин, Валерий Дымшиц, Виктория Мочалова); «Евреи в экономике» (Максим Гаммал, Илья Баркусский, Дмитрий Марьясис); «Еврейская мысль» (Михаил Вогман, Софья Копелян, Анна Ямпольская); «Еврейское искусство» (Гилель Казовский, Велвл Чернин, Светлана Пахомова).

Помимо лекционной части участникам предлагалась ежедневная опционная программа вечерних мероприятий: посещение «Дня рождения Букника», авторские экскурсии по еврейской Москве, экскурсии от ведущих сотрудников Еврейского музея и Музея истории евреев в России. Кроме того, 9 июля в рамках программы школы совместно с Исследовательским центром Еврейского музея была организована презентация сборников по материалам полевых школ Центра «Сэфер» в Латгалии и Белоруссии (подробнее о презентации).

Приятно отметить, что на закрытии школы прозвучало много теплых слов. Это были и выражения благодарности в адрес преподавательского состава, ведь им удалось по-настоящему увлечь как молодых ученых, имевших многократный опыт участия в прошлых программах, так и начинающих специалистов. Со своей стороны, преподаватели высоко оценили работу студентов, продемонстрировавших хороший уровень подготовки и активность на занятиях. Что касается вклада организаторов и спонсоров, настоящим чудом, по словам Валерия Дымшица, следует считать неизменную регулярность, с которой проходят школы по иудаике уже на протяжении многих лет.

Фотоальбом

Видеообращение О.Беловой (презентация сборника "Желудок")


                                     Программа курсов школы по иудаике и силлабусы

Евреи и иудаизм в древности и в эпоху Второго Храма

Сергей Тищенко Культ предков в древнем Израиле как элемент семейной религии

Почитание предков относится к области домашней или семейной религии (иногда именуемой «народной религией»), которую в современных исследованиях отличают от официальной (государственной) религии и соответственно от официально распространяемой идеологии (например, девтерономической).

В библейских текстах сохранилось немало упоминаний о ритуалах, выполнявшихся во имя умерших родственников, о траурных обрядах, о вопрошании умерших по поводу будущих событий посредством медиума и т.д. Как правило, этим ритуалам дается негативная оценка и подробно они не описываются. Можно ли на основе таких фрагментарных сведений восстановить более или менее полную, осмысленную картину семейного культа предков? Тщательное филологическое исследование библейских текстов с учетом современного знания других древних семитских языков и культур, с использованием археологических артефактов, эпиграфики и иконографических данных и т.п. позволяет с восстановить с высокой достоверностью отдельные участки этой картины. На занятиях мы попытаемся воссоздать или повторить (вслед за учеными) какие-то элементы этого процесса и, возможно, узнать что-то новое о некоторых словах и текстах.

Силлабус курса С. Тищенко

Михаил Туваль Еврейская Диаспора в Деяниях Апостолов и посланиях апостола Павла

Исследователи Нового Завета рутинно используют свидетельства о древнем иудаизме для того, чтобы воссоздать контекст деятельности и мышления Иисуса из Назарета и его первых последователей. Другими словами, в рамках такого подхода, изучение иудаизма служит основой для понимания возникновения и развития раннего христианства. На нашем курсе, мы сделаем наоборот – мы будем рассматривать Деяния Апостолов и аутентичные послания ап. Павла как источник для изучения иудаизма Диаспоры в период Второго Храма. Мы сосредоточим наше внимание на двух вопросах: во-первых, мы попытаемся выяснить, какую информацию об истории и культуре древнееврейской Диаспоры можно почерпнуть из вышеупомянутых новозаветных сочинений. Во-вторых, мы рассмотрим различные аспекты в посланиях Павла и попытаемся выделить те из них, которые характерны для евреев Диаспоры периода Второго Храма. Мы также рискнем идентифицировать идеи, о которых литература Диаспоры умалчивает, но которые, по всей видимости, также являются диаспоральными.

Силлабус курса М. Туваля

Дмитрий Браткин Иудаизм Второго храма как одна из религий эллинистически-римского мира

Цель настоящего курса - определить место, которое занимал иудаизм Второго Храма в ряду других религий греко-римского мира с точки зрения последнего. Мы постараемся проследить, в чем римское восприятие иудаизма совпадало с восприятием других провинциальных культов и этнорелигиозных традиций, в чем различалось и как это могло влиять на представления образованных классов римского общества на иудаизм в его различных проявлениях.

Силлабус курса Д. Браткина

История и историческая память. Национализм

Семен Гольдин Национализм и национальные движения: теория и практика (еврейский контекст)

Курс ставит перед собой две задачи. С одной стороны, он посвящен анализу сегодняшних теорий национализма и национальных движений, научных дискуссий и споров о месте национального в современного мире. С другой – курс попытается рассмотреть в этом теоретическом контексте еврейский национальный "случай", сравнивая его с другими национальными движениями. Занятия предполагается проводить как семинар, чтение обязательной литературы к занятиям действительно обязательно.

Силлабус курса С. Гольдина

Валерий Дымшиц Еврейский мир в мемуарах

Курс предполагает комментированное чтение и обсуждение еврейских мемуаров XIX – XX вв. с двух взаимодополнительных точек зрения: как исторического источника и как литературных памятников определенного жанра.

Воспоминания, мемуары и беллетризованные мемуары появляются еврейской литературе тогда, когда она уже в целом сложилась. «Техники» вспоминания во многом зависят от тем и стилей «разрешенных» художественной литературой. Именно под таким углом зрения следует рассматривать мемуарные произведения. Только понимание их зависимости от литературной традиции позволяет вычленить в мемуарах документальное начало и использовать их как исторический источник.

В тоже время необычайно быстрая смена культурного и социального контекстов делает еврейского мемуариста чрезвычайно подробным. Это позволяет относиться к мемуарам (после выработки специальной техники их прочтения) как очень ценному историческому и этнографическому источнику.

Силлабус курса В. Дымшиц

Виктория Мочалова История и историческая память в зеркале литературы (еврейские хроники, дневники, мемуары, биографии в Восточной Европе XVII-XVIII в.)

Курс посвящен отражению в литературных текстах разных жанров еврейской жизни в восточноевропейском регионе во времена, отмеченные кризисами, драматическими конфликтами и противоречиями как вне, так и внутри еврейского мира (восстание под руководством Хмельницкого, распространение саббатианства и франкизма) и переломными для еврейской истории явлениями (возникновение хасидизма, Хаскала и «разрушение оград», конфликт поколений). В письмах, посвящениях, полемических сочинениях, хрониках, дневниках, мемуарах, художественных текстах бытописательского направления не только ярко запечатлелось многообразие еврейской жизни этой эпохи, но и возникла заметная личностная перспектива восприятия истории – через призму индивидуальной судьбы, с субъективной точки зрения непосредственного участника, свидетеля описываемых событий.

Многообразие источников позволяет объемно представить богатый спектр отражений повседневности, семейных, экономических, внутриобщинных и межэтнических отношений, исторически меняющихся моделей поведения и сознания.

Предполагается чтение и анализ фрагментов рассматриваемых текстов (в русских переводах).

Силлабус курса В. Мочаловой

Евреи в экономике

Максим Гаммал Евреи и экономика в раннее Новое время на примере экономической истории еврейских общин Польши-Литвы и Османской империи

Настоящий курс посвящен экономике традиционного еврейского общества рубежа эпох. Мы будем говорить об экономике с исторической точки зрения. Учитывая краткость курса, данная тема будет рассмотрена на примере двух крупнейших еврейских общин этого периода: Речи Посполитой и Османской империи. Так, численность и характер расселения евреев в этих странах (высокая концентрация в отдельных географических регионах), их правовое положение определили специфику вклада евреев в экономики этих стран. Однако, экономическая жизнь евреев не ограничивалась только лишь степенью включенности евреев в экономику страны проживания, в обеих общинах существовала и «еврейская» экономика, т.е. экономическая деятельность, направленная на удовлетворение специфических нужд самого еврейского населения. Отношения между этими областями экономической деятельности евреев носили взаимозависимый характер.

Силлабус курса М. Гаммала

Илья Баркусский Евреи в экономике Российской империи: продуктивно или непродуктивно?

Вопрос о «продуктивности» и «непродуктивности» тех профессиональных занятий, которыми жили евреи в Европе, широко дискутировался в эпоху Просвещения. В России эта дискуссия прошла почти незаметно, вернее сказать, что здесь априори был признан верным тезис о непродуктивности еврейских профессий. Потому одной из центральных задач для решения еврейского вопроса было выбрано именно отвлечение евреев от их традиционных занятий. Одновременно и расширение правовой базы предусматривалось лишь для тех категорий, которые считались «полезными» для экономики страны. Для освещения вопроса о роли евреев в экономике России требуется понимание того какие профессии были для евреев характерны в разные эпохи и какими причинами это обуславливалось, в чем состояла политика российского правительства по отношению к евреям в плане включенности их в экономические процессы. И, наконец, какое значение имели евреи и их занятия для развития Западных губерний и страны в целом на протяжении XIX века. Об этом и пойдет речь в предлагаемом цикле занятий.

Силлабус курса И. Баркусского

Дмитрий Марьясис Евреи в экономике. Современный Израиль.

За каких-то 65 лет Израиль превратился из экономически отсталой страны, с трудом сводившей концы с концами, в мирового лидера сектора высоких технологий, члена клуба наиболее экономически развитых стран (ОЭСР).

С чего всё начиналось? Как это произошло? Чему можно научиться на примере Израиля? Какие опасности грозят стране сегодня? На эти и другие вопросы мы поищем ответы на этом мини-курсе.

Условия участия: Этот курс читается впервые. Для участия желательно иметь минимальные знания по экономике.

Силлабус курса Д. Марьясиса

Еврейская мысль

Михаил Вогман Античные «ответы Иову»

Книга Иова – самая, пожалуй, загадочная книга Танаха – самим своим существованием бросает вызов своим еврейским читателям. И по сей день смысл и замысел этой книги остаются покрыты таким же мраком, как и основные поставленные ей вопросы – Отчего люди страдают? Справедлив ли Творец? Идёт ли Он на зов, а если идёт, то зачем?

В нашем мини-курсе мы рассмотрим различные способы реакции на книгу Иова на самых ранних этапах бытования еврейской традиции – в литературе Второго Храма с одной стороны, и в литературе Талмуда и мидрашей с другой. Мы попытаемся проследить, как читали и как понимали эту книгу еврейские мыслители Античности – как реагировали на её вызов, как пытались сгладить её шероховатости, и как, в итоге, выражали собственное переживание бессмысленного страдания.

От слушателей курса ожидается знакомство с текстом книги Иова и основами истории еврейской литературы.

Силлабус курса М. Вогмана

Софья Копелян Библия как философское произведение: рационалистическая экзегеза Леви бен Гершома

Курс посвящен философской интерпретации Танаха в работах Леви бен Гершома (Ральбаг, Герсонид, Лео де-Баноль; 1288-1344) – мыслителя, который по праву считается одним из ярчайших представителей еврейской средневековой перипатетики.

В своих комментариях Леви бен Гершом последовательно проводит принцип, согласно которому философия – это пшат, т.е. буквальный смысл Священного Писания, и всякое библейское повествование имеет рациональное, т.е. научное или этическое содержание. Во введении к трактату «Войны Господа» Ральбаг формулирует свое герменевтическое «кредо» следующим образом: «Если философское исследование этих вопросов приведет нас к видимому противоречию с буквальным смыслом Торы, Тора не станет для нас препятствием в утверждении истины. Ибо в действительности разум не противоречит Торе, и Тора не является законом, заставляющим нас принимать ложь на веру». В ходе курса на примере ряда источников планируется изучить, как философ реализует заявленный принцип в экзегетической практике.

Силлабус курса С. Копелян

Анна Ямпольская Эмманюэль Левинас – интерпретатор Талмуда

Эмманюэль Левинас, один из важнейших философов XX века, родился на территории Российской империи, в Ковно, в еврейской русскоязычной семье. Своим интересом к философии он обязан влиянию классической русской литературы, в первую очередь – Достоевского. Ученик Гуссерля и Хайдеггера, он выбрал в качестве своей второй родины Францию, соединив в своих работах немецкую глубину, французскую отточенность и российскую принципиальность. Он писал о Боге, но отказывался определять себя как теолога или конфессионального автора. Соблюдающий еврей, он стал любимым автором Иоанна Павла II. Его ранние философские работы, написанные в немецком лагере для военнопленных, восхищали Вацлава Гавела точностью описаний тюремного опыта. Маргинал-одиночка в тридцатые-сороковые, не способный уловить моду и вращаться в экзистенциалистских кругах, он сегодня рассматривается как одна из ключевых фигур французской культуры нашего времени.

В нашем курсе мы рассмотрим т.н. «конфессиональные», «еврейские» тексты Левинасы, а именно его «уроки по Талмуду». Хотя Левинас не получил систематического еврейского образования, его герменевтический метод, унаследованный им у его учителя, Мордехая Шушани, представляет собой значительный интерес. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы «вынести за скобки» то, что «верующий, мистик или богослов» могут увидеть в тексте Талмуда, и сохранить исключительно общезначимое, философское содержание. Она основана на убеждении, что значение любого талмудического отрывка «не просто переложимо на язык философии, но связано с философскими проблемами». Опираясь на авторитет Шушани, Левинас утверждает, что «Библия касается только Израиля, его частной истории, а Талмуд – это мысль, выраженная в плане всеобщности». На примере четырех уроков – о мессианстве, о даровании Торы, о колдовстве и об именах Всевышнего – мы рассмотрим преимущества и ограничения, связанные с этой «универсалистской» трактовкой классических еврейских текстов.

Силлабус курса А. Ямпольской

Еврейское искусство

Гилель Казовский Универсальное и национальное в еврейской художественной культуре в эпоху модернизации

В цикле лекций будут рассмотрены основные направления развития еврейской художественной культуры второй половины 19 – первой четверти 20 века – искусства, театра и музыки – в процессе модернизации еврейской культуры в целом. Значительное внимание будет также уделено обзору национальных художественных концепций и попыток их воплощения в различных видах еврейской художественной культуры в сравнительном контексте аналогичных процессов этого времени у других народов и общих тенденций развития мировой культуры.

Под этим углом зрения последовательно будут рассмотрены творчество художников-евреев, главным образом, выходцев из стран Восточной Европы и России, его трансформация от так называемой «еврейской темы» до попыток создания особого «современного еврейского искусства»; основные эпизоды истории еврейского театра – от почти фольклорных представлений на начальном этапе до радикальных модернистских сценических опытов в конце рассматриваемого периода, а также история еврейской музыки – преимущественно на примере деятельности композиторов, входивших в Общество еврейской народной музыки.

Силлабус курса Г. Казовского

Велвл Чернин Галутные корни культуры современного Израиля

Культура Государства Израиль обладает всеми чертами национального государства современного типа. Неразрывная связь между народом Израиля и страной Израиля является одной из центральных идей израильского национального нарратива. Постоянное акцентирование внимания на это теме словно подчеркивает, что эта связь не есть нечто само собой разумеющееся и не нуждающееся в дополнительных объяснениях. Предлагаемый курс посвящен галутным (сформировавшимся в Диаспоре) основам культуры современной израильской культуры.

Силлабус курса В. Чернина

Светлана Пахомова «Европа в изгнании» – еврейское кино по обе стороны океана

Экспресс-курс по основным событиям и тенденциям представления еврейской тематики на экранах Европы и Америки с момента появления кинематографа и до наших дней.

Где провести разделительную линию между еврейским кино и евреями в кино? Как советский экран обходился с еврейской тематикой, и как отношение к ней менялось с течением времени? Действительно ли евреи изобрели Голливуд? И почему израильские картины часто обвиняют в антисемитизме? Эти и многие другие вопросы станут предметом рассмотрения, совместного просмотра и обсуждения в рамках нашего курса.

Особое внимание будет уделено российскому и советскому опыту представления на экране еврейских персонажей и внутренней жизни еврейства; феномену «польского Голливуда» - короткому расцвету идишского кинематографа в довоенной Польше; активному и деятельному участию евреев в создании и формировании голливудской системы кинопроизводства, а также израильскому кинематографу, который далеко не всегда можно назвать еврейским.

Силлабус курса С. Пахомовой

Возврат к списку