Наши новости

04.06.2013

2-10 мая 2013г. состоялась полевая школа по иудаике в Грузии.

Школа была организована Центром «Сэфер», Центром Чейза и Институтом Бен Цви при поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), UJA Federation of NY и Натив.

Школа была посвящена памяти Джемала (Шимона) Аджиашвили, профессора востоковедения, грузинского поэта и переводчика, который в течение многих лет был членом Академического совета Центра «Сэфер»

Преподавательский состав школы включал специалистов из Израиля, Грузии, России.

Проф. Гурам Лорткипанидзе - доктор исторических наук, член-корреспондент АН Грузии, Директор израильского центра Тбилисского государственного Университета.

Проф. Шота Бостанашвили – архитектор, профессор ГТУ и Международной Академии архитектуры, Действительный член Инженерной Академии Грузии.

Проф. Константин Лернер - доктор филологических

наук, профессор грузиноведения Еврейского универ-

ситета в Иерусалиме.

Наталья Кашовская - заведующая отделом «Религии Востока» музея истории религии Санкт-Петербурга, специалист по еврейской эпиграфике.

д-р Лела Цицуашвили - доктор искусствоведения, куратор-руководитель выставочного департамента Национального Музея Грузии.

Проф. Эльдар Мамиствалишвили - доктор исторических наук, зав. центра истории и археологии Горийского государственного Университета.

Марк Куповецкий - исполнительный директор Рос-

сийско-американского Центра Библеистики и Иуда-

ики РГГУ, специалист в области этнической демогра

фии, этнической истории, археографии.

Леонид Ланда - историк-кавказовед, путешественник, инициатор и соруководитель полевой школы в Грузии Центра «Сэфер».


Лекции были посвящены истории евреев Грузии в Древности, условиям возникновения и социальному статусу еврейской общины Грузии в разные периоды, этнической и демографической истории евреев Кавказа, синагогам и еврейским кладбищам Грузии, коллекциям еврейского музея Грузии, новейшим археологическим находкам и многому другому.

Целью прошедшей школы было исследование уникальной роли еврейской общины в контексте межэтнических и межрелигиозных отношений народов «Большого Кавказа», а также попытка изучения и сохранения материальных памятников еврейского наследия в Грузии. Школа начала свою работу в Тбилиси, затем переместилась в Гори и Кутаиси. Помимо лекций и образовательных экскурсий, участники школы, разделенные на два потока (этнография и эпиграфика) проводили полевую работу.

Под руководством Леонида Ланды (бывшего студента и постоянного участника сэферовских школ и конференций, инициатора грузинской школы) были проведены интервью с местными жителями (евреями и грузинами), а на вечерних семинарах происходило подробное обсуждение проведенной работы, подведение итогов и планирование дальнейшей работы.

Леонид Ланда принимал активное участие в подготовке и проведении школы, с его помощью были подготовлен раздаточный материал для студентов школы (хэндаут).

Участники эпиграфического потока исследовали еврейские кладбища в Кутаиси, Сурами, Кулаши и Лайлаши. Эпиграфическим направлением школы руководила Наталья Кашовская, по свидетельству которой была обнаружена и зафиксирована самая древняя мацева в Грузии – 16 век (еврейское кладбище в Сурами). Вечерние семинары эпиграфистов временами заканчивались далеко за полночь, поскольку объем работы превосходил возможности и способности группы.

Конечно, для серьезной полевой работы требуется больше времени, и в этом смысле прошедшую школу можно считать рекогносцировочной, учебной, и мы надеемся на продолжение исследовательской работы нашего Центра в этом регионе. О результатах данной школы и планах на будущее говорят руководители эпиграфического и этнографического направлений школы:

Наталья Кашовская - заведующая отделом "Религии Востока" музея истории религии Санкт-Петербурга, руководитель эпиграфического направления школы.

Программа школы была составлена так, чтобы ее участник-новичок получил максимальное представление о Грузии, исторической судьбе евреев Грузии, а специалист – расширил и конкретизировал свои знания. Программа предусматривала практические занятия по освоению прикладных навыков сбора информации в научных полевых экспедициях – это и опросы местных жителей для дальнейших этнографических исследований, и выезды на старые еврейские кладбища с целью выявления хронологических границ существования еврейских поселений по надгробным текстам.

Как руководитель эпиграфического направления хочу отметить, что выполнить всю программу с широким историческим и, одновременно, географическим радиусом путешествия мы смогли только благодаря помощи и поддержке грузинских коллег и партнеров. Результаты превзошли самые лучшие ожидания. Во время программных эпиграфических работ на кладбищах Кутаиси, Кулаши, Лайлаши были зафиксированы их временные рамки. В процессе осмотра кладбища г. Сурами, находящегося на нашем маршруте из Гори в Кутаиси, были выявлены на сегодняшний день самые ранние для средневековья еврейские надгробия – 1544 и 1548 годов. Эта находка – одно из самых ярких впечатлений. Восторги от живописных красот горных районов Грузии, Большого Кавказского хребта дополнены радостью первооткрывателей.

Планируем подготовить публикацию собранных материалов к Ежегодной научной конференции по иудаике Центра «Сэфер»

Леонид Ланда – историк-кавказовед, путешественник, руководитель этнографического направления школы

Полевая школа в Грузии прошла весьма плодотворно.В рамках работы двух секций были найдены древнейшие на Кавказе иудейские надгробия (мацевы), собраны интересные легенды о пребывании евреев в Лечхуме, Раче и Сванетии. Впервые, группа этнографов посетила высокогорное еврейское местечко Лайлаши (Цагерский район), где благодаря помощи главы администрации Цагерского района – потрясающего Мамуки Чачхиани - удалось осмотреть местную синагогу, кладбище, поговорить с грузинскими аксакалами, некоторые из которых до сих пор помнят слова из иврита, хотя последние евреи покинули селение более тридцати лет тому назад. Отдельно хочется отметить особые отношения, связывавшие евреев и грузин. Здесь, на Кавказе, разные народы, представители разных религиозных групп, веками мирно уживались друг с другом и это, конечно, бросается в глаза.
Надеемся, в следующем году нас ждет продолжение работы в регионе и будет возможность выпустить сборник, посвященный истории евреев на Кавказе.

Программа школы была чрезвычайно насыщенной; благодаря помощи грузинских коллег и, в особенности, д-ра искусствоведения, сотрудника Национального музея Грузии Лелы Цицуашвили, удалось реализовать все намеченные аспекты программы. Результаты полевой работы будут отражены в буклете, видео и фотоматериалах (участник школы Яков Лурье готовит фильм о школе), статьях и докладах на конференциях (один из участников школы – Мачей Вас – уже на ближайшей студенческой конференции выступит с докладом «Между Польшей и Грузией - Еврейский аспект»)


Мы продолжаем получать отзывы от участников школы – как от студентов, так и от преподавателей:

Марк Куповецкий - Исполнительный директор ЦБИ РГГУ, специалист в области этнической демографии, этнической истории, археографии, преподаватель школы по иудаике. Для меня Летняя школа по иудаике, проведенная 2-10 мая 2013 г. в Грузии, была интересна несколькими аспектами. Прежде всего, уникальным шансом увидеть собственными глазами современную Грузию после более чем 30-летнего в ней отсутствия. Конечно же, весьма обстоятельным и плодотворным обменом мнениями об историческом и культурном прошлом грузинских евреев с грузинскими, израильскими и российскими коллегами, а также внимательными и благодарными слушателями - участниками школы. Важной находкой коллеги Н. Кашовской -надгробий XVI в. на еврейском кладбище в Сурами. Возможностью зафиксировать, вероятно, завершающий период существования еврейских общин в провинциальных городах Грузии, в частности, в Кутаиси, Гори и Сурами. И, наконец, сохранением среди грузин устойчивой и весьма позитивной памяти об уже исчезнувших еврейских общинах, в частности, в Кулаши и Лайлаши.

Мария Вятчина

Когда перед тобой несет свои воды Риони, каждый прохожий начинает рассказывать лекцию об аргонавтах, а "26 веков грузино-еврейской дружбы" - это не анахронизм, а, как минимум, вполне себе устоявшийся фольклорный нарратив, начинаешь серьезнее задумываться о механизмах функционирования серьезных научных штук, именуемых феноменами межэтнического взаимодействия и исторической памяти.
Грузинская школа по иудаике предоставила тот самый материал, который иначе позволяет взглянуть на еврейскую историю, на взаимоотношения еврейского и нееврейского населения и даже стать очевидцами потрясающих научных открытий, которые делали наши эпиграфисты. Легенда о Лайлашской Библии и вживую увиденный артефакт. Горные дороги на уровне облаков и "кулашский проект возрождения", в туристическом варианте демонстрирующий важность памяти о присутствии здесь евреев. Удивительные факты о советском периоде, смачно описываемые миллионы и миллионеры брежневской эпохи, восточная красота синагог и многое, многое другое, все,что завораживает и еще долго не отпускает. Спасибо за интереснейшие 10 дней! очень хочется надеяться на новые школы, участников которых Кавказ приведет к новым историческим перевалам.

Дмитрий Нилов

Большое спасибо Вам за проведенную полевую школу в Грузии! Это был мой первый опыт участия в подобных мероприятиях Сефера и он дал мне массу новых полезных навыков (в области эпиграфики, составления планов и т.п.), интересных знакомств и просто новых впечатлений. Да и по мнению более опытных "сеферовцев" прошедшая полевая школа являлась одной из наиболее насыщенных. Спасибо за интересную экскурсионную программу, особенно Лейле Цуциашвили за познавательную экскурсию по Тбилиси и музею. И еще раз благодарю всех, кто придумал и отлично провел эту школу! Надеюсь, что это не последняя полевая школа в Грузии и местные памятники еврейской истории будут изучены более тщательно.

Виктория Герасимова

Начинать стоит только с благодарностей и похвал. Не потому что того требует этикет и субординация, а потому что никакого иного вступления быть не может. Я сердечно благодарю всех сотрудников Сэфера за предоставленную мне уникальную возможность поучаствовать в этой школе. Без Сэфера, думаю, я бы вряд ли решилась поехать в Грузию сама и уж точно ничего не узнала бы о грузинских евреях. Поездка в Грузию помогла мне ликвидировать громадный пробел в своих знаниях и обогатила меня разного рода историями, основанными в том числе и на личных впечатлениях. Этим багажом я хотела бы в будущем делиться со своими студентами.

Стоит сказать несколько слов о том, что, на мой взгляд, могло бы сделать школу еще более прекрасной. Поскольку я изначально изъявила желание участвовать в этнографическом потоке, то мои комментарии будут относиться именно к нему. Я полностью согласна с Леной Сабанцевой: нам очень не хватило опросников и вообще экскурса в традиционную культуру грузинских евреев. В личных интервью это очень остро чувствовалось: тема межэтнических взаимоотношений и смешанных браков – это прекрасно и в высшей степени увлекательно, профессиональный интервьюер и специалист в этой области найдет с ходу несколько десятков вопросов для информанта. Но, увы, далеко не все из нас были такими знатоками тонкостей.

На несколько дней мне удалось стать членом команды эпиграфистов. Просто невозможно остаться равнодушным наблюдателем, когда вокруг кипит работа! Я была готова делать что угодно, лишь помогать и ощущать себя причастной к этому магическому действу. Эпиграфисты трудились, не разгибая спины, их работа не заканчивалась даже после того, как мы уходили с кладбища. Я восхищаюсь работоспособностью Иры Баулиной и Миши Каранаева, которые, по моим ощущениям, трудились больше всех. Труд этнографов и эпиграфистов был несоразмерен. Возможно, в будущем нужно как-то оптимизировать работу каждой группы, распределить ресурсы, более четко обозначить задачи каждого участника, чтобы не получилось так, что лишь самые ответственные и опытные участники потока доделывали всю работу до глубокой ночи. Во многом такой перекос, на мой взгляд, получился как раз потому, что навыками обработки данных, полученных в ходе работы на кладбище, владели лишь избранные. Впрочем, не думаю, что кто-то от этого очень пострадал, скорее все получили большое удовольствие от общения.

Еще раз большое спасибо за прекрасную поездку!

Михаил Каранаев

Хочу еще раз поблагодарить вас всех за столь замечательную школу в Грузии, это было не только море эмоций и впечателений, но и крайне насыщенное в начном плане действие из которого лично я для себя извлек очень и очень много нового как в плане общеобразовательном, так и в научно-практическом. Не буду вспоминать о найденных самых древних, ранее неизвестных, мацевах 16 века в Сурами, тем более что к этой находке я имею лишь косвенное отношение, однако не могу не сказать о менее заметном для масс, но довольно значимом в локальном масштабе картографических изысканий еврейских кладбищ. Был получен ценный опыт работы в рамках совершенно иной культурной традиции, а также географических условиях (один рельеф местности и углы наклона чего стоят). Кроме того, не могу не сказать о своих помошниках: Диме Нилове и Кате Норкиной, совместная продуктивная (а иногда и ударная) работа с которыми была полезна, как я надеюсь, не только для меня, но и для них. По крайней мере оба, в личной беседе выразили интерес и желание заниматься соствлением карт и в будущем.
Разумеется, все полученные эмпирические данные найдут отображение в доработке того пособия по картографии для начинающих, которое я подготовил по итогам Белорусской школы в пгт.Желудок.



Дмитрий Левнер

Еще раз выражаю благодарность за прекрасную школу в Грузии. С трудом верится, что наше путешествие длилось всего неделю – так много удалось увидеть, услышать и узнать.
Это была неделя открытий: общение с людьми с их удивительными
историями, невероятные горные виды, эпиграфические находки, прогулки по загадочным вечерним улицам Тбилиси и Кутаиси, новые знакомства
и даже шпионская история с группой непонятных русских, ищущих в Лечхуми информантов.
Школа сама по себе была замечательной, но еще более она настраивает на дальнейшее развитие и исследование!


Возврат к списку