СМИ о Центре


17.09.2012

Первая экспедиция на исчезнувший "остров русского еврейства"

http://izrus.co.il/diasporaIL/article/2012-09-16/19062.html

эксклюзив
Группа этнографов и архивистов провела первую в своем роде экспедицию в Прибалтике, собрав живые свидетельства об одном из последних "островов" русского еврейства – Латвийской Палестине. О целях и результатах проекта порталу IzRus рассказали руководители и спонсоры экспедиции.
Даугавпилсская синагога (фото: сайт центра ''Сэфер'')
Увеличить шрифт A A A
В прошлом месяце группа исследователей, профессиональных этнографов и архивистов, провела экспедицию по сбору аутентичных материалов на территории Латгалии (Восточной Латвии) о прошлом местных исчезнувших еврейских общин. Два десятка специалистов из России, Белоруссии, Латвии фактически стали первопроходцами – подобные исследования в этой части бывшего Союза никогда ранее не проводились. "Это была первая систематическая экспедиция, которая касалась только устной истории и фольклора евреев и о евреях", - рассказала порталу IzRus руководитель этнографического направления данного проекта аспирант Европейского университета в Санкт-Петербурге Светлана Амосова. "На территории Латгалии такая экспедиция, сфокусированная именно на еврейской жизни, проводилась впервые", - добавила Анна Шаевич, координатор проекта, организованного Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер" и Центром Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме. 

Латгалия на карте Латвии 
Участники экспедиции собрали немало ценных документов в архивах Риги и Даугавпилса, записали более 80 часов интервью, содержащих свидетельства жителей разных населенных пунктов Латгалии о прошлом исчезнувших еврейских общин. 

Уникальность этого региона заключается в том, что в 1920-40 годах Латгалия оставалась одним из последних островков классического уклада жизни русского еврейства. В других областях Латвии евреи находились под сильным влиянием немецкой культуры. В западных регионах СССР религиозная, культурная и политическая жизнь евреев в то время была практически полностью уничтожена советским режимом. Многочисленные общины Западной Украины, Западной Белоруссии и Вильно (Вильнюс) являлись интегральной частью польского еврейства. В Бессарабии и Северной Буковине их соплеменники тяготели к румынскому еврейству. Еврейское население Литвы стояло особняком, сохраняя идишскую культуру, но все более широко пользовалось литовским языком. И лишь в латгальских общинах продолжали развиваться религиозно-культурные и политические традиции дореволюционного российского еврейства. "По сравнению с другими частями Латвии – Ригой и Курляндией, оторванных от еврейской жизни в черте оседлости, Латгалия, которая была ее интегральной частью, продолжала культурные традиции народной, истинно еврейской жизни в России", - отмечал историк латвийского еврейства Мендель Бобе. 

Наравне с идишем наиболее широкое распространение здесь имели русский и иврит. В духовной сфере ощущалась заметная роль ХАБАДа. При этом раввины Латгалии славились своей ученостью и пользовались авторитетом по всей Восточной Европе. От еврейских религиозных деятелей в Литве и Польше они отличались почти всеобщей поддержкой сионизма. Не случайно на фоне постепенного снижения популярности левых партий и организаций, в том числе сионистской направленности, в Латгалии стремительно набирало силу ревизионистское движение Зеэва (Владимира) Жаботинского, посетившего эти места в 1923 году. Таким образом, Восточная Латвия являлась и одним из последних оплотов "русского" сионизма. Как отмечает латвийский историк Борис Волкович, Латгалию в то время даже называли Латвийской Палестиной – благодаря известности местных раввинов и массовости сионистских молодежных организаций. Схожая ситуация, с точки зрения культурной и политической жизни евреев, наблюдалась еще только в китайском Харбине. 

Молитвенный дом в Даугавпилсе
в 1900 г. (фото: коллекции 8413/40 yadvashem.org)
 
По данным Менделя Бобе, к концу XIX столетия евреи составляли почти 13% населения Латгалии. В 1914 году их численность достигала около 80,000 человек. Однако во время Первой мировой войны большинство местных евреев покинуло родные местечки, перебравшись во внутренние районы Российской империи. И хотя в 1925 году в Латгалии оставалось лишь чуть более 30,000 евреев, во всех населенных пунктах городского типа они по-прежнему составляли значительную часть населения. В некоторых местах в процентном отношении евреи даже оставались в большинстве, в ряде других – образовывали самую многочисленную этническую группу, опережая латышей, русских и белорусов. Так, в центральном городе Латгалии, Даугавпилсе, в 1935 году евреи (11,106 человек) составляли 24,6% населения, в соседней Дагде – 53,35%, в Резекне – 25,4%, в Лудзе – 27%, в Краславе – 33,77%, в Пиедруе – 44%, в Прейли – 51%, в Риебини – 68,32%.

Подавляющее большинство латгальских евреев было уничтожено уже в первые месяцы нацистской оккупации. После войны из эвакуации и Красной Армии в родные места вернулись несколько сот человек. Со временем почти все они переехали в Ригу. В начале 1970-х и на рубеже 1980-х – 1990-х годов большинство выходцев из Латгалии и их потомков репатриировалось в Израиль, иммигрировало в США и Германию. Теперь коренные латгальские евреи в Восточной Латвии исчисляются единицами. Совсем немного осталось и других местных жителей, которые еще застали Латвийскую Палестину, сохраняют память о еврейских общинах, их укладе жизни, религиозных обрядах, политической активности. Запись этих последних живых свидетельств являлась главной целью состоявшейся в августе этнографической экспедиции.

Светлана Амосова 
(фото: сайт центра ''Сэфер'') 
 
"В Латгалии уровень сохранности воспоминаний о евреях очень высок. Это важная часть современной устной традиции. Например, несколько лет назад Центр "Сэфер" проводил экспедиции в Галиции, там совершенно иная картина с сохранностью памяти, передачей этих воспоминаний через поколение", - отметила Светлана Амосова. 

"Большинство наших информантов, т.е. местных жителей, с которыми мы разговаривали, это люди 1920-х – 1930-х годов рождения – латыши, русские, поляки, белорусы. Соответственно, их воспоминания относились к межвоенному и военному периодам истории Латгалии, а также к более позднему времени, - рассказала этнографический руководитель экспедиции. - В Краславе нами было опрошено 24 человека, и здесь еще осталось довольно много людей, с которыми мы не успели поработать, в Резекне, куда мы ездили на один день, - 12 человек, в Прейли и Риебини – 35. Важно отметить очень хорошую сохранность воспоминаний, люди рассказывали о довоенной жизни, у нас было несколько "экскурсий" по городам, которые нам устраивали информанты, показывая бывшие еврейские дома, рассказывая об их обитателях, показывая места синагог. Многие люди помнят своих соседей, знакомых родителей, особенности их жизни, еврейские праздники".

"Интересно отметить, как сохраняется и передается память о евреях и еврейской жизни младшему поколению, которое родилось уже после войны. У нас было несколько спонтанных интервью с людьми 1950-х – 1960-х годов рождения. И они стали показателем того, насколько это важный пласт в культуре Латгалии, в ее исторической памяти. Потому что это среднее поколение продолжает сохранять память о еврейской жизни – все знают места расстрелов, рассказывают в подробностях о Холокосте, пересказывая рассказы родителей и старших соседей и родственников, множество стереотипных представлений продолжает сохраняться в памяти этих людей", - отметила собеседница портала IzRus. 

"Если говорить о еврейском населении данного региона, то сейчас оно очень мало. Так, в Краславе живет одна еврейка, а также несколько потомков смешанных браков; в Прейли тоже живет одна еврейка; в Даугавпилсе есть небольшая община, но большинство ее представителей – это не коренные жители Латгалии, а выходцы из других регионов СССР. Поэтому непосредственно еврейских информантов у нас было немного – 12 человек. Тем не менее, нам удалось записать интересные интервью о еврейской жизни, еврейских школах, функционировании сионистских организаций в Даугавпилсе и Прейли в межвоенный период, рассказы об эвакуации во время войны. К сожалению, это одиночные сведения, но этим они и особенно ценны", - добавила Амосова. 

Анна Шаевич
(фото: сайт центра ''Сэфер'') 
 
"Во многих регионах Восточной Европы проводились подобные экспедиции, у нас есть большое количество материала как XIX, так и ХХ веков, например, из Подолии, Буковины, Бессарабии, Галиции, Белоруссии, различных регионов Польши. Латгалия же во многом оставалась неисследованным регионом. Мы ничего не знали, например, о фольклорных стереотипах, которые бытовали на данной территории, об особенностях контактов евреев и латышей, евреев и старообрядцев", - отметила координатор проекта Анна Шаевич. По ее словам, поскольку эта была первая такая экспедиция, собранные материалы являются совершенно уникальными. 

"Благодаря щедрой поддержке спонсоров – Genesis Philanthropy Group, UJA Federation of NY, фонда AVI CHAI и "Натива" – не только состоялась эта экспедиция, но и выделены средства на издание сборника собранных материалов. Мы надеемся издать его в Москве в следующем году", - сообщила Шаевич. 

В свою очередь, директор программ Genesis в СНГ Марина Суслова рассказала, почему руководство фонда, который спонсирует многие проекты в сфере самоидентификации русскоязычных израильтян, решило оказать финансовую поддержку латгальской экспедиции. "Когда мы начали рассматривать картину происходящего в СНГ, то увидели, что есть множество еврейских организаций, и начали искать те, которые соответствуют нашей миссии – перспективные структуры, работающие с молодым поколением русскоязычных евреев". По словам Сусловой, Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер" отвечал данным критериям. "Это ассоциация научных работников и преподавателей, у них много молодежных программ, - отметила наша собеседница. - Мы решили, что будем частично поддерживать все программы, но не более 30% стоимости, чтобы проекты не становились зависимыми от нас. В частности мы поддерживаем программы научного плана, рассчитанные на светскую образованную молодежь. Не праздники, не фольклорные программы, а образовательно-научные. Например, на каникулы есть два раза в год две школы иудаики для студентов со всего СНГ. Эти проекты для них становятся "воротами" – возможностью приобщения к еврейству. Проводятся и научные конференции по иудаике для молодых специалистов, лучшие из которых стажируются потом в Израиле. Они проходят жесткий конкурсный отбор. В основном это молодые преподаватели из различных регионов. Затем они разрабатывают новые курсы, которые сами же ведут в регионах". 

Как пояснила Суслова, латгальская экспедиция – один из "полевых" исследовательских проектов, реализуемых Центром "Сэфер" на постсоветском пространстве. "Мы оказываем им содействие, но не вмешиваемся в вопросы контента, максимум даем рекомендации по улучшению, выбирая те программы, которые нам наиболее подходят", - добавила директор фонда Genesis в СНГ.

Фотогалерея

"В последние два года совместно с фондом AVI CHAI нам удалось немного изменить концепцию Центра "Сэфер". Многие его выпускники продолжают активно работать в рамках различных проектов. Они полны новых идей, и мы предложили дать им возможность их реализовывать. Например, организаторы латвийской экспедиции "выросли" в рамках "Сэфера". Это новое поколение специалистов, превратившихся из слушателей в преподавателей, которые и далее будут вести активную деятельность в еврейском сообществе, будь-то в СНГ, в Израиле или в Америке – не столь важно. Главное, что они очень хорошо подготовлены. Таким образом, мы формируем научные кадры, которые сумеют приобщить других молодых людей к еврейской истории и культуре посредством исследовательской деятельности", - заключила собеседница портала IzRus.

Забытая годовщина: как возник и исчез Иерусалим Восточной Прибалтики

Контрразведка Латвии против Всемирного сионистского центра
Роковой декабрь сионистского подполья Украины и Белоруссии
Китайцы сохраняют последний оплот русского сионизма


Подробности: http://izrus.co.il/diasporaIL/article/2012-09-16/19062.html#ixzz26l5BHpZt 
При использовании материалов ссылка на IzRus обязательна.

Возврат к списку