СМИ о Центре


21.10.2011

Френч для Ленина шили в Тюмени

Тюменские Известия,
№184 (5392)

18.10.2011

Дмитрий Иванов

Вам интересно, какой семье принадлежал дом под номером 36 по улице Республики (Царской), где сейчас располагается кафе «Театральное», и у кого советская власть попросила линейку? Узнать ответы на все эти любопытные вопросы можно было на круглом столе «История пребывания евреев в Тюмени», который состоялся в стенах городской синагоги.

В канун векового юбилея единственная синагога во всей Тюменской области снова собирает друзей. Как и 100 лет назад, когда в 1912 году красную ленточку на открытии еврейского дома молитвы перерезал купец и меценат Андрей Иванович Текутьев, грядущий день рождения обещает стать знаковым событием в культурной жизни города.

Тюменской еврейской общиной «Мадрегот» совместно с самыми различными организациями уже запланирован ряд мероприятий по изучению истории диаспоры с момента её образования до нынешнего дня. Так, прошедший круглый стол был организован в рамках проекта «Еврейский артефакт в жизни сибирского города» совместно с московским центром научных сотрудников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». Активное участие в мероприятии принял краеведческий клуб «Тюменская старина».

Около тридцати человек, среди которых историки, краеведы, писатели и журналисты, а также студенты тюменских вузов, собрались для обсуждения малоизученных вопросов еврейской истории. С докладами и комментариями выступили раввин тюменской синагоги Игорь Варкин и известные тюменские краеведы Александр Иваненко, Владимир Полищук, Сергей Филь и другие.

Из доклада Игоря Варкина «История пребывания евреев в Тюмени: дома и судьбы» можно было узнать множество любопытных фактов. Раввин рассказал, когда и как евреи оказались в Сибири (при существующем запрете расселения в Российской империи) — и почему эта земля так тянула людей самых разных профессий. Были даже случаи, когда в богатый торговый край евреи попадали по купленным документам, доказывающим «право» на ссылку. Кроме ссыльных здесь жили с ремесленниками люди из интеллигентской среды, например врачи или купцы. Большая часть домов еврейских купеческих фамилий сохранилась и украшает исторический центр нашего города до сих пор. Этим домам и их жителям раввин и посвятил свой рассказ.

Например, поведал о фамилии Брандтов. Этой еврейской семье принадлежал дом № 36 по улице Республики, в котором располагался магазин по продаже золотых вещей, швейных машин, велосипедов. Сейчас здесь находится кафе «Театральное». В первые годы советской власти Брандтов не обошли вниманием партийные деятели. Они, видимо, еще не обладали всей необходимой материальной базой. И однажды, а именно 20 июня 1918 года, отправили Лейбе Брандту записку следующего содержания:

«Совет городского хозяйства просит Вас одолжить на время, дня на два, на три, линейку, которая будет Вам возвращена. Председатель Совгорхоза».

С господином Лейбой связана ещё детективная история о похищении у него коровы и о ее успешном нахождении «по предъявленным ушам и рогу».

Рядом с Брандтами в доме № 34 располагался Торговый дом братьев Шайчиков. На его втором этаже Янкель Шайчик открыл клуб приказчиков. Там был устроен зал со сценой для театральных и музыкальных встреч, по некоторым данным, на 500 человек. По вечерам в клубе играли в карты, а в саду, устроенном рядом с домом, развлекал публику духовой оркестр. Символично, что в 1946 году на месте клуба возникло областное эстрадно-концертное бюро, а потом, в 1967-м, Тюменская филармония.

Следующий герой — Меер Хацкелевич, закройщик с высшим портновским образованием, полученным в Санкт-Петербурге. Он был по праву лучшим портным города: обшивал местную политическую элиту, и не только… Во время Великой Отечественной войны к господину Хацкелевичу пришли люди «при исполнении» и сделали заказ на пошив френча без подкладки. Портному сообщили размеры — и дали понять, что на примерку сам заказчик не придет. Задавать вопросы не рекомендовали. Мастер сделал работу, но только после войны узнал, что шил одежду для Ленина, тело которого всю войну тайно хранили в здании нынешней сельскохозяйственной академии.

На этом истории, связанные с пребыванием в Тюмени еврейских семей, не заканчиваются. Можно было бы рассказать и о том, что предположительно на освящении синагоги пел кантор по фамилии Бейлин — отец американского композитора XX века Исраэля Бейлина, известного в мире под именем Ирвинг Берлин. Или о том, что купец и староста синагоги Израиль Альтшуллер в свои 80 лет создал в Тобольской губернии первый и последний ОЗЕТ — Общество землеустройства еврейских трудящихся, в результате чего появились так называемые еврейские колхозы. Рассказать действительно есть о чем.

Но есть и белые пятна. Например, ничего не известно о том, что было в синагоге с 1940-го по 1956-й годы, куда пропали киноленты из фотоателье Шустера, на которых, как говорят, был запечатлен сам Григорий Распутин. Немало вопросов вызывает история старого кладбища в районе Затюменки, где хоронили евреев, мусульман, католиков, православных. Сейчас на этом месте стоит неработающий асфальтовый завод.

В завершение круглого стола Игорь Варкин подытожил, обращаясь к участникам: «Мы продолжим сбор материала по истории — фотографий, личных воспоминаний, книг. И если вы нам поможете, мы будем вам очень благодарны». В год 100-летнего юбилея тюменской синагоги уже запланировано проведение краеведческой конференции, результатом которой станет издание сборника с новыми открытиями в этой области, а также создание музея национального краеведения. Поэтому, если у вас есть что рассказать, вы знаете, куда обратиться.

 

Возврат к списку