СМИ о Центре


06.12.2010

Сохранить память о еврейской культуре

АГЕНТСТВО ЕВРЕЙСКИХ НОВОСТЕЙ

МОСКВА, 29 ноября 2010 (АЕН) - Ольга Владиславовна Белова – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

На протяжении многих лет она занимается изучением этнокультурных контактов евреев со своими соседями: русскими, украинцами, белорусами, поляками, молдаванами, и другими народами.

В своих исследованиях профессор О. В. Белова, ее коллеги и ученики опираются главным образом не на архивные документы, а на воспоминания и свидетельства жителей бывших еврейских местечек во многих регионах постсоветского пространства.

Не так давно закончился очередной полевой сезон, и профессор Белова любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента Агентства еврейских новостей.

- Ольга Владиславовна, как происходит Ваша работа. Вы приезжаете на то место где, очевидно, до войны, существовало еврейское местечко, находите старожилов… и что дальше? Что Вы хотите от них узнать и с какой целью?

- Этот полевой сезон экспедиция Центра библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета (руководитель кандидат филологических наук М. М. Каспина), в которой я уже несколько лет принимаю участие, начала в северных районах Молдавии, осенью мы побывали по соседству – в Черновицкой области Украины.

Летом в рамках международного проекта "Еврейская история Галиции и Буковины" состоялась очередная школа-экспедиция, организованная Центром по преподаванию иудаики в ВУЗах "Сэфер" (Москва) и Еврейским университетом в Иерусалиме - этнографический отряд работал в бывших еврейских местечках Ивано-Франковской области Украины.

Приехав в город, поселок или село и познакомившись с местными жителями, мы стараемся как можно больше узнать о том, что помнят старожилы о традициях, быте, праздниках и обрядах своих соседей – евреев.

Часто случается, что воспоминания неевреев становятся для фольклориста и этнографа единственным источником по "еврейской истории" местечка, ведь после Второй мировой войны еврейского населения на Западной Украине, например, осталось очень мало.

Конечно, это во многом взгляд со стороны, но практика показывает, что неевреи очень заинтересованно относились к жизненному укладу своих еврейских соседей, знали еврейские праздники, наблюдали еврейские обычаи (свадьбы, похороны), были знакомы с еврейской кухней, а многие даже знали еврейский язык!

Сегодня у исследователей есть возможность наблюдать лишь фрагменты когда-то богатейшей культуры восточноевропейских евреев, разрушенной и уничтоженной трагическими событиями XX в.

Наши попытки зафиксировать следы богатейшей когда-то традиции – это самое малое, что мы можем сделать для сохранения памяти об истории и культуре евреев Восточной Европы.

- Задаете ли Вы вопросы об иудаизме? Можно ли сказать, что у нынешнего поколения больше предрассудков о евреях и их религии, чем у пожилых людей, соседями которых очень часто были евреи?

- Рассказывая о своих соседях-евреях, наши информанты, конечно, говорят и о том, чем религия христиан отличается от веры евреев.

На что в первую очередь обращали внимание внимательные соседи? Удивляло и привлекало убранство синагог, изображения на надгробиях на еврейском кладбище, комментируют наши рассказчики и поведение евреев во время молитвы, отличающееся от привычного для них, и ритуальную одежду и молитвенные атрибуты евреев.

Отметим, что большинство наших информантов – верующие (православные, католики), и к еврейской религии они относятся с уважением.

Часто приходилось слышать о том, что "евреи ближе к Богу" и еврейские молитвы быстрее достигают высших сфер.

Именно этим объясняют жители Подолии, Буковины, Галиции и Бессарабии до сих пор распространенный в этих местах обычай обращаться в трудных жизненных ситуациях за советом и помощью в синагогу, к раввину.

Что касается "предрассудков", то это вещь очень живучая и передается "по наследству". Например, в местечках Ивано-Франковской области мы убедились, что местные жители – и старшего возраста, и молодежь – продолжают верить в магическую и целительную силу мезузы (они называют этот предмет "еврейским приказанием" или "еврейской молитвой").

Мезуза, найденная в покинутом еврейском доме, полученная когда-то от соседей-евреев или привезенная из Израиля знакомым евреем в качестве сувенира служит и как оберег от болезней, и как защита от нечистой силы и прочих неблагоприятных обстоятельств.

- Где Вы уже побывали? И чем-нибудь отличаются ли рассказы старожилов в разных местечках и разных регионах?

- За последние 10 лет мы с коллегами побывали в Хмельницкой, Винницкой, Черновицкой и Ивано-Франковской областях Украины, в Гродненской области Белоруссии, в Смоленской и Брянской областях России, в Молдавии.

Безусловно, традиция восточноевропейских евреев составляла когда-то единый комплекс, но были и отличия (и в языке, и в обычаях).

Мы думаем, что со временем мы смогли бы на основании собранных фольклорных данных составить "портрет", например, подольского, буковинского или галицийского еврея, увиденный глазами соседей-неевреев.

- Где проходила Ваша последняя экспедиция? Смогли ли Вы после неё прийти к несколько иным выводам, удалось ли собрать новую информацию?

- В октябре этого года состоялась экспедиция в Черновцы и Черновицкую область. Это наш любимый регион, мы работаем там с 2004 г.

Здесь у нас появилась возможность беседовать и с еврейскими старожилами, узнать много интересного о довоенном прошлом Черновцов и окрестностей, об их отношении к своим соседям неевреям.

Со многими местными жителями нас уже связывают дружеские отношения, мы всегда очень рады встрече с добрыми знакомыми и каждый раз узнаем от них что-то новое.

В то же время всегда очень горько узнавать, что со времени нашего последнего приезда кто-то из наших рассказчиков ушел из жизни…

Думается, что одна из удач экспедиции в этот регион состоит в том, что мы можем понять, как передавалась и сохранялась традиция соседства разных народов, как происходило взаимовлияние славянских и еврейских верований и обычаев, как осуществлялся "диалог поколений".

- Ольга Владиславовна, назовите, пожалуйста, несколько последних Ваших публикаций, с которыми могут познакомиться наши читатели. Ведь в них естественно куда более подробно представлены и проанализированы полученный Вами материал и сделаны интересные и ценные для науки выводы.

- В 2008 г. в издательстве Гешарим" вышла книга "Еврейский миф" в славянской культуре" - мы с моим соавтором историком В.Я. Петрухиным постарались собрать разнообразные свидетельства о евреях в славянских источниках – от летописей до фольклорных преданий и верований.

А наши экспедиционные находки мы ежегодно публикуем в серии "Культура евреев и культура славян: диалог, сходства, различия", издаваемой Центром по изучению иудаики в вузах "Сэфер" (с последним выпуском - "Диалог поколений славянской и еврейской культурной традиции" - можно познакомиться на сайте "Сэфера").

Большое спасибо Ольга Владиславовна, что нашли время и рассказали о проводимых Вами исследованиях. Пожелаем Вам творческих успехов и новых успешных экспедиций, помогающих понять еврейское прошлое, и взаимное влияние народов на постсоветском пространстве.

Александр Локшин

Оригинал материала.

Возврат к списку