Петрухин Владимир Яковлевич

Учёный с мировым именем, доктор исторических наук, профессор, член академического совета центра «Сэфер», ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Владимир Яковлевич Петрухин.

Темы лекций связаны с историей евреев в России с древнейших времен до 70-х гг. XVIII в. Кроме сугубо академических знаний студенты получат представление о том, что такое диалог культур, толерантное сознание, узнают о значительной роли различных этносов в истории своей страны. Интереснейшие лекции носят образовательный и просветительский характер. Современность их звучания не вызывает сомнений. Благодаря ним у студентов должны сформироваться строго научные, основанные на фактах, представления об истории, которую часто ставят с ног на голову. Активное распространение древнерусских стереотипов относительно евреев в наши дни чревато серьёзными конфликтами. Есть силы, которые конструируют свою идеологию вокруг малообразованной части православного духовенства, разумеется, тенденциозно пытаясь подверстать историю, выставив евреев исчадиями ада и врагами Руси-матушки, часто оправдывая позорные страницы истории православия. Объективное знание истории необходимо не только для того, чтобы разоблачать всякую ложь и неправду, но и лишать аргументов тех, за чьими словами видна тень будущих кровавых наветов, погромов и черносотенных акций. Юдофобия, антисемитизм – могут существовать только в кризисных обществах, и часто вина за это накладывается не на истинных виновников бед, а на то меньшинство, которое по своему виду, языку, убеждениями отличается от большинства. Слабый и оказывается козлом отпущения. Антисемитизм, ксенофобия – это проказа на теле любого социального организма.  В.Я Петрухин – руководитель археологических экспедиций на Кавказе, в Тамани и в Крыму. 

Библиография В.Я. Петрухина насчитывает более 500 работ.  Краткая биография:  Петрухин Владимир Яковлевич, родился 25 июля 1950 г. в г. Пушкино Моск. обл. 1972 – окончил кафедру археологии исторического факультета МГУ. 1975 – защитил там же кандидатскую диссертацию «Погребальный культ языческой Скандинавии». 1975 –1991 – научный редактор в редакции археологии и этнографии издательства «Советская энциклопедия», принимал участие в издании энциклопедий «Мифы народов мира», «Народы мира» и др. С 1991 – профессор Еврейского университета в Москве (с 2003 - Высшая Гуманитарная школа им. Ш. Дубнова), курсы лекций по истории России в древности и средневековье, введение в археологию, археологическая практика. С 1991 – старший, с 1994 - ведущий научный сотрудник Института славяноведения. В 1991-96 – сотрудник отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения, куда был приглашен Н.И. Толстым для участия в подготовке этнолингвистического словаря «Славянские древности» (тт. 1-3, М., 1995-2004, чл. редколлегии). 1994 - защитил докторскую диссертацию «Проблемы этнокультурной истории славян и Руси в  IX-XI  вв.». С 1995 -  член академического совета центра «Сэфер», участвовал в исследовании славяно-иудаистических связей (сб. «От Бытия к Исходу»,  отв. редактор. М., 1998, член редколлегии академической серии), публикации и комментировании источников (Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х в. М.-Иерусалим, 1997, 2-е изд. 2003, научный редактор). В 1997 перешел в Отдел истории средних веков славяноведения,  участвовал в подготовке конференций и сборников «Славяне и их соседи» и др. С 1999 – координатор проектов по охране и исследованию памятников еврейской истории и культуры в Высшей гуманитарной школе им. Дубнова, член оргкомитетов международных симпозиумов «Хазары» в Иерусалиме (1999) и Москве (2002). Участник междисциплинарных экспедиций по исследованию памятников славянской и еврейской истории и культуры в Подолии, на Волыни (Украина, 2001, 2004), Западной Белоруссии (2003, 2004) и др. Основная проблематика – этнокультурная история древних славян и Руси (монографии «Начало этнокультурной истории Руси». М. - Смоленск, 1995;  «Древняя Русь: народ, князья, религия// Из истории русской культуры. Т. 1.», М., 2000), роль варягов и хазар в русской истории, ранняя история евреев в Восточной Европе. Автор научно-популярных книг «Славяне» (М., «Росмен», 1996; 2-е изд., М.. 2002), «Древняя Русь: Что есть что?» (М.. «Слово», 2000) и др. Член редколлегии журналов «Славяноведение» (с 1994), «Живая старина» (с 1995), «Вестник Еврейского университета» (с 1994), альманаха «Параллели» (с 2002), «Проблеми на изкуството» (София, с 2004). С 1997 – профессор Российского Государственного Гуманитарного университета  (курсы «История России в древности и раннем средневековье», «Антропологическая история России», «Этногенез и начальная история славян»). Курс «Начальная история еврейской диаспоры в России» на кафедре иудаики ИСАА Московского Государственного университета.  Библ.: Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., «Языки русской культуры», 2004 (с Д.С. Раевским: там краткая биография); Славянская этнолингвистика. Библиография. М. (Ин-т славяноведения), 2004. С. 89-95.

История евреев в России с древнейших времен до 70-х гг. XVIII в.

д.и.н., проф.  В.Я. Петрухин

 Тема 1.  Введение. Значение библейско-ветхозаветной традиции для истории России в связи с ролью еврейской диаспоры. Юдофобство (антисемитизм) и юдофильство.

Лит.: Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пг., 1919;  Топоров В.Н. Спор или дружба? //  Aequinox. Сборник памяти о. Александра Меня. М., 1991; Гессен Ю.  История еврейского народа в России. М. 1993;   Кандель Ф. Очерки времен и событий. Вып. 1. Иерусалим, 1988; Петрухин В.Я. Начальные этапы истории евреев в Восточной Европе: к проблеме периодизации// История и культура российского и восточноевропейского еврейства: новые источники, новые подходы. М., 2004. С. 66-75.

История евреев России. Учебник М., 2007.

 

Тема 2. Начало еврейской диаспоры в  Восточной Европе. Проблемы появления евреев на Кавказе и в Северном Причерноморье в древнюю и античную эпохи. Иудейские манумиссии. Культ “бога  высочайшего” и проблемы воздействия иудейского монотеизма на периферию античного мира. Иудейские надгробия в городах Северного Причерноморья. Синагога в Херсонесе. Фанагорийская община иудеев в античности и раннем средневековье.

Лит.: Соломоник Э.И. Древнейшие еврейские поселения и общины в Крыму// Евреи Крыма. Очерки истории. Симферополь - Иерусалим. 1997; Левинская И.А. Чтущие бога высочайшего в надписях из Танаиса// Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. СПб., 1992; Оверманн Э., Макленнан Р, Золотарев М.И. К изучению   иудейских древностей Херсонеса Таврического// Археологiя. Киев, 1997, №1; Даньшин Д.И. Фанагорийская община иудеев// Вестник древней истории, 1. С.59-73.

 

Тема 3. Евреи в Хазарии. Проблема обращения хазар: версии письма царя Иосифа и Кембриджского документа. Мотив прений о вере и миссия Константина (Кирилла) в Хазарию. Последствия обращения хазар и проблема иудаизма у каваров. Роль иудаизма как нейтральной конфессиональной традиции в Хазарском каганате. Этноконфессиональные общины в столице Хазарии Итиле. Тюркская традиция сакральной власти кагана и иудаизм.

Лит.: Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932; Артамонов М.И., История хазар. Л., 1932; Плетнева С.А., Хазары. М., 1986; ее же. Очерки хазарской археологии. М., 1999; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990; Хазары (Jews and Slavs. V/ 16). М.- Иерусалим, 2005; «Восточная коллекция». Лето 2006. 

 

Тема 4. Хазария и Русь. “Хазарское иго” в традиционной историографии и роль Хазарии в истории восточной Европы. Торговые маршруты купцов-“раданитов” и купцов русов. Проблема малочисленности еврейских общин и их судьба. Письмо киевской хазарско-иудейской общины Х в. и проблема этноконфессиональных контактов в Восточной Европе. Киев-Самватас, гора Хоривица и еврейские легенды. Романтические (А. Кестлер) и квазиисторические (П. Векслер) теории хазарского и славянского происхождения ашкеназов.

Лит.: Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х в. М.-Иерусалим, 2003; Калинина Т.М. Торговые пути Восточной Европы 9 века (по данным Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха)// История СССР. 1986, № 4. С. 68-82; Торпусман А.Н. Антропонимия и межэтнические контакты  Восточной  Европы в средние века// Имя - этнос - история. М., 1989. С. 48-53; Архипов А. По ту сторону Самбатиона. Этюды о русско-еврейских культурных, языковых и литературных контактах в  X-XVI вв. Беркли, Лос Анжелес, 1995; Хазары (Jews and Slavs. V/ 16). М.- Иерусалим, 2005; «Восточная коллекция». Лето 2006. 

 

 

Тема 5. Славяне и евреи в раннесредневековой Европе: первые контакты. Происхождение этнонима “жид”. Славяне и Ханаан в еврейской средневековой историографии. Еврейский алфавит и кириллица.

Лит.: Славяне и их соседи.  Вып. 5. Еврейское население в Центральной, Восточной  и Юго-Восточной Европе. Средние века - новое время. М., 1994; Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

 

Тема 6. Евреи в Киевской Руси. Выбор веры князем Владимиром и “жидове козарьстии”. Повесть временных лет и ветхозаветная традиция. Отношение к иудаизму и евреям в Древней Руси: митрополит Иларион и Феодосий Печерский. Первый религиозный навет и византийские истоки антииудейской традиции: Слово о Евстратии Постнике. Погром 1113 г.  и вопрос о еврейском ростовщичестве в Древней Руси. Древнерусская литература и евреи: проблема переводов X-XIII вв. Были ли евреи среди убийц Андрея Боголюбского?

Лит.: Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа; Петрухин В.Я. Евреи в древнерусских источниках.  XI-XIII вв.// Архив еврейской истории. Т. 2. М. 2005. С. 143-168;

Архипов А. По ту сторону Самбатиона. Этюды о русско-еврейских культурных, языковых и литературных контактах в  X-XVI вв. Беркли, Лос Анжелес, 1995;  Литаврин Г.Г.  Киево-Печерский патерик о работорговцах-иудеях в  Херсоне  и  о  мученичестве  Евстратия Постника// Славяне и их соседи.  Вып. 5; 1993:  Алексеев А.А. Русско-еврейские литературные связи  до  15  века//  Jews  &  Slavs.   V.1.  Jerusalem - St.Petersburg, 1993; Чекин Л.С.  К анализу упоминаний о евреях в древнерусской литературе// Славяноведение. 1994, № 3. С. 34-43; Петрухин В.Я. В.Н. Татищев о евреях в Древней Руси и современная историография// Вестник еврейского университета. №5 (23). С. 7-20; Петрухин В.Я. Евстратий Постник  и  Вильям из Норвича – две «пасхальных» жертвы// Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской традиции. М., 2004. С. 84-104.

 Senderovich S. Начало восточнославянской историографии с культурологической точки зрения: "Повесть временных лет" и Священная история евреев// Jews and Slavs.  V.2. Jerusalem. 1994; От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. М., 1998.

 

Тема 7. Распространение диаспоры ашкеназов в Восточной Европе XII-XIV вв. Положение еврейских общин в Польше и Великом княжестве Литовском.  Евреи и караимы в Крыму и Литве. Привилегии князя Витовта литовским евреям и проблемы славяно-еврейских этноязыковых контактов.

Лит.: Эттингер Ш. Россия и евреи. Сборник статей. Иерусалим 1993; Герцен А.Г., Могарычев Ю.М. Чуфут-кале - иудейская крепость// Евреи Крыма; Лазутка С., Гудавичюс Э. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 года. М. 1993.

 

Тема 8. Ересь жидовствующих и проблема участия евреев в конфессиональной и культурной истории Новгорода и Москвы в  XV-XVI  вв. Обвинения еретиков в “жидовствовании”: византийская традиция и испанский образец. Моше Киевский и  Схария-жидовин, Захария киевский и проблемы еврейского средневекового прозелитизма.  Литература “жидовствующих” и переводы еврейских книг. Отношение к евреям в Российском государстве.

 Лит.: Казакова Н.А.,  Лурье Я.С. Атифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XV века.  М. 1955; Jews  &  Slavs.   V.3.  Jerusalem - St.Petersburg, 1994; Эттингер Ш. Влияние евреев на “ересь жидовствующих” в Московской Руси// Jews  &  Slavs.   V.4.  Jerusalem - St.Petersburg, 1995; Таубе Моше. Послесловие к логическим терминам Маймонида и ересь жидовствующих// In memoriam// Сборник памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997; Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченная книга  Рафли//  Труды  отдела древнерусской литературы. XL. Л. 1985.

 

Тема 9. Еврейские общины в Польше (Речи Посполитой) и на Украине в  XVI-XVII  вв.: сходство и различия. Хмельнитчина и судьбы еврейской диаспоры. Еврейские хроники  XVII  в. Евреи в России  XVII  в.

Лит.: Эттингер Ш. Россия и евреи; Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха “хмельничины.” М. - Иерусалим, 1997.

 

Тема 10. Евреи в Восточной Европе  XVIII  в. Кризис еврейской традиционной жизни: вероотступники и возникновение хасидизма. Отношение властей Российской  империи к евреям  и средневековая традиция. Евреи при Петре. Положение на Украине. Дело штабс-капитана Возницына.  Еврейские общины накануне разделов Польши.

 

Лит.: Гессен Ю.  История еврейского народа в России; Евреи в Российской империи XVIII-XIX в. Сборник трудов еврейских историков. Москва-Иерусалим 1995; История евреев на Украине и в Белоруссии. Экспедиции, памятники, находки. СПб., 1994; Костомаров Н. И. Жидотрепание в начале  XVIII  в.// Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996; Барталь И. От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772-1888 г. М., 2007.