Татьяна Игоревна Хижая

Хижая Т.И., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета

Рабочая программа спецкурса

«Феномен иудействующих в истории религии: между иудаизмом и христианством»

Владимирский государственный университет

Факультет философских и социальных наук

Кафедра философии и религиоведения

Специальность: религиоведение

4-й курс

Пояснительная записка

Исследование религиозных движений, возникающих на границах двух или более религиозных традиций, - т.н. синкретических течений – является весьма значимым для уяснения феномена синкретизма, столь характерного для религиозных исканий человечества, начиная с эклектических систем эллинизма и заканчивая современными нетрадиционными культами. Внимательное рассмотрение синкретических религиозных систем позволяет выявить модель взаимодействия различных религий в ту или иную эпоху, а также применить компаративный подход в изучении последних, столь востребованный современным религиоведением. К подобного рода религиозным движениям относятся т.н. иудействующие, известные в истории ещё со времён античности и продолжающие своё существование в современном мире. Их появление в различные исторические периоды демонстрирует устойчивый религиозный интерес к еврейской Библии в нееврейской среде. Понять природу этого поиска, основания его устойчивости, уяснить причины активизации в те или иные временные отрезки, особенности проявления в той или иной культуре – серьёзная задача для историков, культурологов и религиоведов.

Как правило, иудаизантские течения появлялись в пространстве христианской культуры и обнаруживали совмещение в своей структуре нескольких пластов. Комплексное изучение сложного, «многослойного» феномена иудействующих даёт возможность практически сопоставить религиозные традиции иудаизма и христианства, высветить некоторые их особенности, а также представить спектр взаимоотношений двух религий – от конфронтации до взаимного влияния и диалога - в разные исторические эпохи.

Содержание курса позволяет обратиться к темам и сюжетам религиозной антропологии, призванным пролить свет на поведение «человека религиозного», таким, как проблемы сотериологии и эсхатологии, этноконфессиональной идентичности, религиозной терпимости и нетерпимости и т.д.

Наконец, изучение данного курса представляется особенно актуальным по причине активизации в современном богословии различных межконфессиональных диалогов, в том числе – иудейско-христианского диалога.

Целью курса является формирование у студентов представления о феномене иудействующих, его корнях, специфике, разнообразных формах проявления и значении в истории религиозности. Одновременно, через «призму» иудаизантов следует выйти на более широкую проблематику сопоставления христианства и иудаизма и уяснения их взаимоотношений в разные исторические периоды. Эта цель предполагает реализацию следующих задач: 1. выяснить своеобразие феномена иудействующих, как религиозного синкретического движения, зарождающегося в пространстве между различными религиозно-культурными традициями, прежде всего, христианской и иудейской; 2. выявить историко-культурные истоки этого феномена в каждом конкретном случае его проявления, проследить развитие иудаизантских течений; 3. рассмотреть религиозные представления и практики иудействующих (где это возможно), установить, что в них является заимствованием из той или иной религиозной традиции, а что является конструктом; 4. через изучение движения иудействующих попытаться определить модели взаимодействия иудаизма и христианства в различные исторические периоды, а также подвергнуть сравнительному изучению некоторые аспекты этих религий (особенно нас будет интересовать проблема прозелитизма).

Данный курс тесно связан с различными историческими, религиоведческими и культурологическими дисциплинами, особенно с историей религии, сравнительным религиоведением, религиозной антропологией, иудаикой, историей христианской Церкви и антропологией религии, нацеленной на изучение т.н. «народной религиозности».

Планирование курса

Спецкурс рассчитан на 34 аудиторных часа, из них 18 часов выделяются на лекционные и 16 - на семинарские занятия. Каждую неделю (и к лекциям, и к практическим занятиям) студенты должны будут прочитывать источники, статьи, фрагменты монографий и готовить ответы на предлагаемые вопросы. Кроме того, предполагается чтение источников во время проведения теоретических занятий. Промежуточный контроль и оценивание будут производиться на семинарах, а также в ходе проведения рейтинг-контролей, на которых студенты должны будут продемонстрировать знание основных понятий курса. (3 рейтинг-контроля за семестр). Итоговое оценивание будет осуществляться в форме зачёта.

Лекционная часть курса

Тема 1. Введение. – 2 часа.

Понятие «иудействующие» и его происхождение. Иудействующие и проблема сопоставления иудаизма и христианства. Две основные модели генезиса движения иудействующих: самостоятельный приход неевреев к «ветхозаветным» представлениям и практикам и усвоение иудейской традиции. Отношение к прозелитизму в иудаизме и христианстве: постановка проблемы. Особое положение иудаизма между этническими и универсалистскими религиями (мнение С.С. Аверинцева). Гиюр: путь в еврейство. Геры. Роль прозелитизма в происхождении иудействующих. Христианство и иудействующие. Иудаизм и иудействующие: признание или отрицание друг друга?

Тема 2. Иудейский прозелитизм в древнем мире. 2 часа.

Понятие «герим» в Библии. Прозелиты в период Вавилонского плена, персидскую и эллинистическую эпохи. Обращение в иудаизм покорённых народов в правление династии Хасмонеев. Гер-цедек и гер-тошав. Феномен «себоменой». Распространение иудейского прозелитизма в Римской империи и его причины. Прозелиты в Персии, Адиабене, Химьяре.

Дискуссия в конце лекции: В какой степени был распространён прозелитизм в Римской империи? Какова была цель еврейского «миссионерства»?

Тексты:

Библия: Исх.12:48; Книга Руфи; Эсф. 8:17; 9:27; Неем. 10: 28; Иудифь 14:10; Тов. 13: 4-5; Мф.23:16. Деян. 10:2; 13:16, 26, 43, 44, 50; 16:14; 17:4, 17; 18:7

Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. 2:39 // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. М.-Иерусалим, 1994.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. М.-Ростов-на-Дону, 1999. Т.2. Кн.14. 7. 2; Кн. 18. 3. 5; Кн. 20. 2.

Чтение:

Лурье С. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. Ч.2. // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Приложение. М.-Иерусалим, 1994. С. 92-168 (Ч. 2).

Тема 3. Иудействующие в эпоху Средневековья. – 2 часа.

Отдельные случаи обращения в иудаизм в христианских странах. Принятие иудаизма элитой Хазарии (VIII в.). Секта «небожителей» (V в.). Иконоборчество: обвинения в иудействовании. Афингане (Византия, VIII-IX вв.). Пасхазии и циркумцизии (Франция, XIII-XIV вв.). Секта иудействующих в Бургундии (XIII в.). Болгарские жидовствующие (XIV в.). «Хионе» (Византия, XIV в.). Антииудейская полемическая литература: страх перед иудаизантством и прозелитизмом? Проблема соотношения Ветхого и Нового Заветов в христианском богословии.

Дискуссия: Каковы были, на ваш взгляд, масштабы гиюра в Средние века? Как можно объяснить появление геров и иудаизантов в христианском мире?

Тексты:

Моисей Маймонид. Письмо к Овадии-геру (фрагмент) // Гиюр. Путь в еврейство. М.-Иерусалим, 2001. С. 66-70.

Иегуда Галеви. Кузари (фрагмент). – Там же. С. 90-95.

Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово второе. (электронная версия)

Чтение:

Урбах Э.-Э. Гер (фрагмент). – Там же. С. 14-18.

Прохоров Г.М. К вопросу об отождествлении «хион». Actes du XIV Congrèss International des Études Byzantines. Vol. II. Bucureşti, 1974. Р. 245-250.

Тема 4. Иудействующие в эпоху Реформации и Нового времени. – 2 часа. Отношение иудеев к прозелитизму в эпоху Нового времени: отказ от активного гиюра. Причины: давление извне, изоляция евреев от внешнего мира, ослабление негативного отношения к христианству. Случаи обращения в иудаизм в Европе, России, Америке. Протестантизм и иудаизм: точки соприкосновения. Протестантизм: доступность Библии àинтерес к Ветхому Завету, акцент на Книге, отказ от священства, таинств, икон, институализированной аскетической традиции, критицизм в отношении Церкви, антитринитарные тенденции, ориентация на земной успех. Польские иудаизанты (XVI в.). Секта сомбатош в Трансильвании и её эволюция в XVI-XX вв. Иудействующие и прозелиты в Англии, Америке, Чехии (XVI-XVII вв.). Абрамиты (Богемия, XVIII в.).

Чтение:

Dan R. «Judaizare» – the career of a term // Antitrinitarism in the second half of the 16-th century. Budapest. 1982. P. 25-34. (в переводе)

Тема 5. Религиозные представления русских иудействующих (XVIII – начало XX вв.). – 4 часа.

Отношение субботников к личности Христа и Новому Завету: разнообразие позиций (от отрицания до признания святости). Проблема соотношения двух Заветов. Дехристианизация религиозных представлений иудействующих в XIX в. и её причины. Эсхатологические и мессианские представления последователей «Моисеева закона». Образ Мессии: политическое и духовное измерение. Эсхатологическое движение конца XIX в. и эмиграция иудействующих в Палестину. Параллели: иудейские мессианские движения, сионизм, русская народная утопия и эсхатология. Влияние иудаизма и христианского дискурса на миросозерцание «русских израильтян». Синкретический характер религиозных представлений субботников.

Тексты:

«Воззвание» и «Песнь на свободу нашему народу» крестьянина Аврума Грачёва (опубликованы А. Л. Львовым. – См.: Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину. http: // lvov.judaica.spb.ru).

Чтение:

Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину. http: // lvov.judaica.spb.ru

Тема 6. Религиозные практики субботников и геров. – 2 часа.

Обряды жизненного цикла: обрезание, брак, погребально-поминальные ритуалы. Сакральный календарь: суббота, праздники, посты. Молитвы. Общественное богослужение. Ритуальная одежда. Законы ритуальной чистоты. Пищевые предписания и запреты. Места молитвенных собраний. Наставники в субботнических общинах. Богослужебные книги. Богослужение геров. Разнообразие религиозных практик. Влияние ашкеназских ритуалов и обрядов молокан на религиозные практики русских иудействующих.

Чтение:

Вихнович В. Иудаизм. СПб., 2006. С. 198-213. (Гл. 14. Обряды жизненного цикла. Гл. 15. Иудейские праздники).

Тема 7. Проблема этноконфессиональной идентичности последователей «Моисеева закона». – 2 часа.

Между русскими и евреями: конструирование субботниками собственной идентичности. Разнообразие самоназваний. Доминирующая роль религиозной составляющей в позитивной репрезентации иудействующих. База построения идентичности – ветхозаветные тексты. Субботники как «библейский Израиль» или пришельцы к «Израилю». Мифологема «потерянных колен» и её эсхатологический характер. Концепт «Нового Израиля». Негативная стратегия построения идентичности: через соотнесения себя с евреями и русскими (православными). Отношение к евреям: от противопоставления до отождествления. Восприятие русских и России: «русский плен»; Россия - Ассур, Вавилон, Магог. Процесс формирования субэтноконфессиональной общности.

Чтение:

Львов А.Л. Субботники и евреи. http: // lvov.judaica.spb.ru.

Штырков С. Стратегии построения групповой идентичности: община сектантов-субботников в станице Новопривольная Ставропольского края // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 266-287

Тема 8. Иудействующие в XXвеке. – 2 часа.

Отношение к гиюру и герам в ортодоксальном, консервативном и реформистском иудаизме. Иудействующие в Южной Италии (1-я половина XX в.), Франции, Молдавии (2-я половина XX в.). Иудействующие на американском континенте: «черные евреи» США, исраэлиты Мексики и Перу, группы иудействующих в Чили. Иудействующие в Африке, Японии, Индии.

Чтение:

Коген Г. Религиозная проблема любви (фрагмент) // Гиюр. Путь в еврейство. М.-Иерусалим, 2001. С. 187-189

Гесс М. Сионизм и иудаизм. - Там же. С. 190

Давидзон Э. Проблема геров в круговороте поколений (фрагмент). - Там же. С. 197-198.

Нерия М-Ц. Община геров. - Там же. С. 209-211.

Бен-Зеэв И. Геры и гиюр – в прошлом и настоящем. - Там же. С. 213-214.

Остроф Р. Гиюр репатриантов из бывшего Советского союза. – Там же. С. 217-222.

Интерактивная часть курса

Семинар 1. Проблема прозелитизма в иудаизме. Библия и Талмуд об обращении неевреев. Геры и гиюр. – 4 часа.

Вопросы:

1. Проблема прозелитизма в иудаизме.

Дискуссия: В какой степени для иудаизма характерен прозелитизм? Какие мнения существуют на этот счёт? Какие два основных вида «миссионерской» деятельности иудеев известны в истории?

2. Основания для прозелитизма в Библии.

3. Основания для прозелитизма в талмудической традиции.

4. Геры: содержание понятия и его происхождение. Разновидности геров.

Дискуссия: Каково отношение к геру в раввинистической традиции? Сравните восприятие конверта в христианстве и иудаизме.

5. Гиюр: присоединение к иудаизму и еврейской общине. Процедура гиюра.

Дискуссия: Какие подходы в понимании смысла гиюра существуют в галахической традиции? Можно ли сопоставить гиюр с христианским крещением?

Тексты:

Библия: Ис. 2:1-5; 14:1; 56:1-8; Соф. 3: 9-10; Зах. 2:14-17

Трактаты Талмуда: Йевамот (отрывок), Герим (отрывок) // Гиюр. Путь в еврейство. М.-Иерусалим, 2001. С. 43-45, 46.

Мидраши: Брейшит Раба, раби Тахумы, Ялкут Шимони, Шир-Гаширим Раба. – Там же. С. 49-57.

Чтение:

Урбах Э.-Э. Гер (фрагмент: законы о гиюре; отношение к геру). Там же. С. 11-14.

Зогар Ц., Саги А. Смысл и символика гиюра. – Там же. С. 22-36.

Гаконен М. Процедура гиюра. - Там же. С. 142-146.

Горен Ш. Гиюр в зеркале Галахи. – Там же. С. 158-163.

Семинар 2. Возникновение феномена иудействующих в контексте раннего христианства. – 4 часа.

Вопросы:

1. Проблема взаимоотношений иудаизма и христианства в истории ранней Церкви. «Иудейство» внутри Церкви. Иерусалимский собор 49 г. Разрыв иудаизма и христианства.

Дискуссия: Что послужило причиной разрыва христианства и иудаизма? Как эта проблема отражена в сочинениях древнехристианских писателей? Как эта проблема рассматривается современными христианскими и иудейскими авторами (точки зрения протопресвитера А. Шмемана и раввина М. Даймонта, например)?

2. Иудействующие христиане: назореи.

3. Гностико-иудейские течения: эбиониты, елкезаиты, мандеи.

4. Гипсистарии.

Дискуссия: Какие элементы учения иудействующих можно идентифицировать как иудейские, христианские и гностические?

Тексты:

Послание апостола Варнавы // Писания мужей апостольских. Рига. 1994. С.63-91.

Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем // Апологеты. СПб., 2007. С. 56-75.

Ириней Лионский. Против ересей. 1.26.2; 3.21.1; 4.33.4; 5.1.3 (электронная версия)

Евсевий Памфил. Церковная история. 3.27 (электронная версия)

Епифаний Кипрский. Панарион. 29; 30; 33(электронная версия)

Чтение:

Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993. Гл.1. С. 13-20, 28-40.

Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. Гл. 3. С.170-191.

Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. Иерусалим – М., 2002. С. 147-150.

Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I-XXI вв. Тула, 2003 (см. соответствующие статьи).

Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1-3. М., 1993 (см. соответствующие статьи).

Семинар 3. Московско-новгородская ересь (2-ая половина XV- начало XVI в.). – 2 часа.

Вопросы:

1. Происхождение ереси.

2. История движения.

3. Религиозные представления московско-новгородских еретиков.

Дискуссия: Как можно оценить влияние иудаизма на ересь «жидовствующих»? В чём, по мнению ряда учёных, заключалось это влияние (генезис движения, доктрина «жидовствующих», круг еретической литературы). Как можно охарактеризовать религиозные воззрения еретиков: библейский монотеизм, христианский рационализм, пантеизм, мистицизм, синкретическое учение? Было ли учение «жидовствующих» цельным миросозерцанием или представляло собой смесь различных верований? Как московско-новгородская ересь отражает проблему взаимоотношений христианства и иудаизма в Московской Руси?

Тексты:

Иосиф Волоцкий. Сказание о новой ереси новгородских еретиков // Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993. С.19-36.

Лаодикийское послание // Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI. М.; Л., 1955. С. 265.

Чтение:

Таубе M. Послесловие к «Логическим терминам» Маймонида и ересь жидовствующих // Inmemorian. Сборник памяти Я.С.Лурье. СПб., 1997. С. 239-246.

Алексеев А.И. Полемическая литература XV в. и ересь «жидовствующих» (к постановке проблемы) (электронная версия)

Мильков В.В. Жидовствующие // Громов М.Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 315- 340.

Klier J.D. Judaizing Without Jews? Moscow-Novgorod, 1470-1504 // Culture And Identity In Muscovy. 1359-1584. М.; Los-Angeles, 1977. P. 337-349. ( в переводе)

Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 1. С. 489-505.

Семинар 4. Движение иудействующих в России (XVIII – начало XXвв.) историко-культурном контексте. – 2 часа.

Вопросы:

1. Проблема генезиса русского субботничества.

2. Эволюция движения. Субботники и евреи: влияние иудейской традиции на развитие движения иудействующих.

3. «Успех» движения последователей «Моисеева закона»и его причины.

Дискуссия: Какие концепции и гипотезы происхождения феномена субботников в России существуют в современной историографии? Как можно оценить степень влияния иудейской (раввинистической) традиции на зарождение и развитие движения иудействующих? Каковы, на ваш взгляд, главные причины «успеха» субботничества в России Нового времени?

Чтение

Кац Б. Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники. http: // machanaim. ru.

Львов А.Л. Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования. http: // lvov.judaica.spb.ru.

Львов А.Л. Субботники и евреи. http: // lvov.judaica.spb.ru.

Хижая Т. И. «Еврейская вера» как отражение духовных исканий в России в эпоху барокко // Человек в культуре русского барокко. М., 2007. С. 332-342.

Хижая Т.И. К вопросу о контактах между субботниками и евреями в России первой трети XIX // Проблемы еврейской истории. Часть 1. М., 2008. С. 166-181.

Хижая Т.И. Движение русских иудействующих: к вопросу о феномене успеха» // Альфа и Омега. № 3. М., 2008. С. 166-182.

Семинар 5. Проблема «псевдоиудействующих» в истории христианства. – 4 часа.

Доклады по теме семинара:

1. Споры о времени празднования Пасхи в раннехристианской Церкви. Секта четыренадесятников (кваттуордецимане).

2. Обвинения в «иудаизантизме» в эпоху Реформации в Польше.

3. Феномен марранов (анусим) в истории христианства и иудаизма.

4. Каббала и мистические течения в христианской Европе в XVII-XVIII вв.

5. Адвентисты седьмого дня: проблема «субботы». Отношение к празднованию субботы в православной и католической традициях.

6. «Свидетели Иеговы»: библейский дискурс.

7. Движение иеговистов-ильинцев в России: «новозаветное иудейство»?

Литература

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т.2. М., 1994. С. 428-451.

Шпирт А. Ф. Социн, «иудаизантизм» и иудаизм: о своём и чужом в польской радикальной реформационной мысли // Свой или чужой? Евреи славяне глазами друг друга. Сборник статей. М., 2003. С. 105-131.

Дубнов С. Евреи и реформация в Польше // Восход. 1895. №5. С. 43-68, №7. С.3-18, №8. С.3-14.

Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. С. 286-290.

Очерк истории еврейского народа / Под редакцией проф. Ш. Эттингера. Библиотека «Алия». Ч.1. С. 337-340, 368-369.

Цибульская Е. Феномен крипто-иудаизма на юго-западе США: идентификация потомков средневековых марранов // Проблемы еврейской истории. Часть 1. М., 2008. С. 451-455.

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989. Ч.2. С. 140-147.

Бурмистров К. «Kabbala Denduata», открытая заново: христианская Каббала барона фон Розенрота и её источники // Вестник Еврейского Университета в Москве. № 3(21). Москва-Иерусалим. 2000.

Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I-XXI вв. Тула, 2003.

Бондарь С.Д. Адвентизм. СПб., 1911.

Белов А.В. Адвентизм. М., 1983. С. 109-116.

Уайт. Е.Г. Великая борьба между Христом и Сатаной. Кишинёв, 1991. Глава «Непреложный закон Божий». С. 328-340.

Кураев А. Обращение к адвентистам // Кураев А. Протестантам о православии. Ноябрьск. 1998. С.196-222.

Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004.

Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород. 2003. С. 48.

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. – 1917 г.). М., 1965.

Евменов Д.Б. История создания и учения «Общества Сторожевой башни» http://adran.narod.ru/lib/soch/whitnes.htm

Москаленко А.Т. Современный иеговизм. Новосибирск, 1971.

Петров С. Особенности религиозных практик еговистов-ильинцев как факто консервации их идентичности // Религиозные практики в современной России: Сборник статей. Под ред. Русселе К., Агаджаняна А. М., 2006. С.356-370.


Основные понятия курса

Иудействующие, прозелиты, гой, гер, гер-цедек, гер-тошав, гиюр, галаха, Шхина («крылья Шхины»), обрезание, кашрут, микве, себоменой, иудеохристиане, назореи, эбиониты, елкезаиты, мандеи, гипсистарии, «небожители», афингане, пасхазии, циркумцизии, «хионе», болгарские жидовствующие, антитринитарии, московско-новгородские еретики, абрамиты, сомбатош, субботники, караимиты, четыренадесятники, марраны, адвентисты, иеговисты, иеговисты-ильинцы.

Основная литература по курсу

Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев, 2001.

Алексеев А.И. Полемическая литература XV в. и ересь «жидовствующих» (к постановке проблемы) (электронная версия)

Вихнович В. Иудаизм. СПб., 2006.

Гиюр – путь в еврейство. Антология: история, философия, галаха. Иерусалим, 2001.

Даймонт М. Евреи, Бог и история. М.,1994.

Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород. 2003.

Дмитриев М.В. Антииудаизм и антисемитизм в православных культурах Средних веков и раннего Нового времени (обзор исследований) (электронная версия)

Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.

Дубнов С. Евреи и реформация в Польше // Восход. 1895. №5. С. 43-68, №7. С.3-18, №8. С. 3-14.

Иудейско-христианский диалог. Словарь-справочник. / Под ред. Л. Кленицкого и Д. Вайгодера. М., 1995.

Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI М.; Л., 1955.

Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. М., 1991.

Кац Е. Об источниках происхождения общин иудействующих в России // Материалы Десятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Выпуск 12. М., 2002. Ч. 2. С. 108-127.

Кёстлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. СПб., 2001.

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. – 1917 г.). М., 1965.

Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

Лурье С. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Приложение. М.-Иерусалим, 1994. С. 223.

Львов А. Л. Русские иудействующие (краткий очерк) // Евроазиатский еврейский ежегодник – 5766 (2005/06). Киев. 2006. С. 163-183.

Мильков В.В. Жидовствующие // Громов М.Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 315- 340.

Очерк истории еврейского народа. Под редакцией проф. Эттингера Ш. Библиотека «Алия». Ч.1-2.

Панов И. Ересь жидовствующих // ЖМНП. 1877. №1. С.14.

Пилкингтон С. Иудаизм. М., 2001 .

Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. СПб., 2009.

Поснов М.Э. История христианской Церкви. Киев. 1991.

Прохоров Г.М. К вопросу об отождествлении хион. Actes du XIV Congrèss International des Études Byzantines. Vol. II. Bucureşti, 1974. Р. 245-250.

Прохоров Г.М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 329-369.

Рашковский Б. К вопросу об отношении к Хазарии в еврейских источниках X века // Проблемы еврейской истории. Часть 1. М., 2008. С.72-85.

Сервицкий А. Опыт исследования ереси новгородских еретиков или жидовствующих. // Православное обозрение. 1862. №6-9.

Смолич И. История Русской Церкви. 1700 – 1917. Т. VIII. Ч. 1-2. М., 1996-1997.

Соболевский А.Н. Логика жидовствующих и «тайная тайных» // Общество любителей древней письменности и искусства СПб., 1899.

Таевский Д. Христианские ереси и секты I – XXI веков. Словарь. М., 2003.

Таубе М. Послесловие к «Логическим терминам Маймонида и ересь жидовствующих» // In Memoriam. Сборник памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 239-246.

Телушкин И. Еврейский мир. Москва – Иерусалим, 1998.

Хижая Т.И. Движение иудействующих в России (XVIII – начало XX вв.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.13. – религиоведение, философская антропология, философия культуры. СПб., 2007.

Хижая Т.И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в. // Религиоведение. № 1. 2007. С. 49-59.

Хижая Т.И. Движение русских иудействующих: к вопросу о феномене успеха» // Альфа и Омега. № 3. М., 2008. С. 166-182.

Хижая Т. И. «Еврейская вера» как отражение духовных исканий в России в эпоху барокко // Человек в культуре русского барокко. Коллект. монография / Отв. ред. М.С. Киселева. М., 2007. С. 332-342.

Хижая Т.И. К вопросу о контактах между субботниками и евреями в России первой трети XIX // Проблемы еврейской истории. Часть 1. М., 2008. С. 166-181.

Хижая Т.И. Неизвестные материалы из истории движения иудействующих в России // Наука, религия, общество. Сб. статей / Отв. Ред. М.М. Шахнович. СПб., 2005. С.124-134.

Хижая Т.И. Церковь и сектантство в России в первой четверти XIX века: история одного обращения. // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., 2005. С.167-173.

Христианско-иудейский диалог. Хрестоматия / Сост. Х. Фрай. М., 1998.

Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т.1-3.

Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. Иерусалим – М., 2002.

Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989. Ч.1-2.

Штырков С. Стратегии построения групповой идентичности: община сектантов-субботников в станице Новопривольная Ставропольского края // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 266-287

Ястребов Г. Введение в и

Иудаизм. Учебное пособие. М., 2005.

Antitrinitarism in the second half of the 16-th century. Budapest. 1982.

Klier J.D. Judaizing Without Jews? Moscow-Novgorod, 1470-1504 // Culture And Identity In Muscovy. 1359-1584. М.; Los-Angeles, 1977. P. 337-349.

Интернет-ресурсы

Еврейская энциклопедия. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. СПб., 1908-1913.Т.1-16. http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/07/048.htm

Кац Б. Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники. http // machanaim. ru.

Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976-2001. Т.1-10. http://www.eleven.co.il/

Львов А.Л. «Иудействовать и молоканить недозволено» или об особенностях народной герменевтики. http // lvov.judaica.spb.ru.

Львов А.Л. Геры и субботники – «талмудисты» и «караимы». http // lvov.judaica.spb.ru.

Львов А.Л. Дело о караимских молитвенниках. http // lvov.judaica.spb.ru.

Львов А.Л. Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования. http // lvov.judaica.spb.ru.

Львов А.Л. Субботники и евреи. http // lvov.judaica.spb.ru.

Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину. http // lvov.judaica.spb.ru.