Белова Ольга Владиславовна

д.филол.н


Курс лекций "Проблемы этноконфессиональных отношений в регионах славяно-еврейских контактов в Восточной Европе"

 

Курс лекций посвящен рассмотрению ряда проблем, связанных с культурными и конфессиональными контактами евреев и славян в различных регионах Восточной Европы. Богатый материал в этом отношении предоставляет нам культурная ситуация таких регионов, как Полесье, Подолия, Западная Белоруссия, где в течение длительного времени развивались этноконфессиональные контакты славян и евреев.

 

1. Славяне и евреи: повседневность и мифология соседства. Приглядываясь к образу жизни, обычаям и особенностям быта соседей-евреев, местное славянское население формировало для себя образ «чужой» культуры, опираясь прежде всего на собственные представления, собственную систему ценностей, собственную картину мира. Рассказы о религиозных практиках, обрядах и ритуалах этнических соседей, как показывает материал, отражают вполне живую традицию фольклорного самоосознания себя в окружающем мире и во взаимоотношениях с представителями другого этноса, с одной стороны, и способствуют формированию определенных стереотипов, с другой. Рассказы жителей бывших местечек и сел с прежде полиэтничным населением содержат массу интересных этнографических деталей, подмеченных внимательными соседями, которые дают представление об особенностях быта местных евреев. В то же время в этих свидетельствах ярко проявляется характерная для традиционной культуры мифологизация образа «чужака», основанная на архаических народных представлениях.

В рассказах об опыте соседства неминуемо возникает тема внешних отличий «своих» и «чужих» – отличий в облике и в одежде, в пище и в устройстве жилища. И как показывает материал, даже в этих, казалось бы, точных «этнографических» свидетельствах зачастую проявляется мифологизация «чужого», свойственная любой локальной традиции. рассматриваются также такие понятия, как богатство, труд, хитрость, ум – как они видятся носителям славянской традиции, когда речь заходит об их этнических соседях-евреях.

 

2. Представления о «чужом» языке и принципы культурной коммуникации. Эта тема, с одной стороны относится к «области мифа» – если речь заходит о сконструированных народной культурой представлений о «чужом» языке и его особенностях («чужой» язык как «нечеловеческий», «странный», «неблагозвучный», «заумный», «магический». С другой стороны, она принадлежит «области быта», т.е. тем реальным ситуациям языкового общения, из которых складывалась повседневная жизнь местечек Украины, Белоруссии, Польши. Согласно публикациям этнолингвистических материалов, а также данным полевых исследований последних лет, в регионах этнокультурных контактов на территории Восточной Славии (Подолия, Полесье и примыкающее к нему польское Подлясье, Карпаты, белорусское Понеманье) языковая толерантность достигала значительной степени и могла корректировать ментальные стереотипы. Рассматривается проблема владения населением изучаемых регионов славянскими и еврейским языками, отношение к сакральным, письменным и устным текстам «чужих».

 

3. Религиозные практики глазами этнических соседей. В рассказах славянского населения о религиозных ритуалах и практиках евреев, о еврейских обрядах и праздниках также тесно переплетаются мифология и повседневность. В отношении славянского населения к «еврейской вере», к религиозным практикам соседей-евреев наглядно проявляется «фольклорно-мифологический» взгляд на саму идею «чужой» религии и веры, а также попытка осмысления смысла «чужих» обрядов путем «перевода» их на язык «своей» культуры» и интерпретации «чужих» ритуальных действий через обращение к терминам и обрядовым образцам «своей» традиции. Какова специфика отношения славян к объекту культового почитания, сакральным изображениям и предметам «чужого» культа, к культовым местам, почитаемым в рамках еврейской традиции? Что побуждает носителей славянской традиции участвовать в религиозных обрядах, практикуемых этноконфессиональными соседями? Что побуждает евреев «осваивать» религиозные практики соседей-христиан?

 

4. Модели поведения в рамках этноконфессионального диалога. Ситуация длительных культурных и социальных контактов и связанные с опытом этнического соседства «конфликтные» сюжеты находят своеобразное отражение в традиционных народных представлениях. «Практика» и «мифология» соседства порождают не только такие малые фольклорные жанры, как присловья (разрабатывающие характеристику соседей) или «прозвищные» модели разной степени развернутости и мотивированности. Широкое бытование в регионах тесных этнокультурных контактов имеют также нарративы, в которых реализуется один из основных ментальных стереотипов в отношении «чужих» (инородцев и иноверцев) – представление о том, что «свои» обряды и ритуалы (в том числе связанные с культовой практикой) всегда значимее, лучше и правильнее «чужих», что и доказывается повседневностью. На основе полевых и архивных материалов из Подолии, Полесья, Понеманья (Гродненская обл.), Литвы и восточной Польши анализируются фольклорные рассказы, в которых главной сюжетной линией является доказательство превосходства «своей» традиции над традицией этнических соседей. Рассматриваются такие формы «наступательного» поведения как нарушение хода «чужого» обряда, вмешательство в «чужой» ритуал, унижение конфессиональных оппонентов.

 

5. Религиозный навет как культурный стереотип. Сюжет о ритуальном употреблении евреями христианской крови – это универсальная составляющая, без которой в религиозной традиции европейского Средневековья и во многом в наследовавших ей более поздних народных верованиях невозможен этнокультурный «портрет» еврея. В то же время этот сюжет является частью более обширного комплекса суеверных представлений относительно «чужих» религиозных практик, в котором понятие навета – базовое. Область религиозных наветов в народной традиции оформляется средствами различных жанров – от дразнилок и прозвищ особым образом сконструированных пространных сюжетов (нарративов), бытующих как среди носителей традиционного сознания, так и в современной городской среде. Рассматриваются фольклорные рассказы о «кровавом навете», анализируются их структура и жанровые особенности, а также мифотворчество вокруг «кровавого» навета». В контексте межконфессионального противостояния отнюдь не случайным кажется концентрация вокруг тех или иных праздников (и прямая к ним приуроченность) разнообразных слухов и толков довольно мрачного характера, призванных держать конфессиональных оппонентов в эмоциональном напряжении. К этой же группе явлений следует отнести разнообразные сюжеты, связанные с религиозными наветами и напрямую соотносимые с «праздничными» ритуалами этнических соседей (еврейская Пасха, праздник Кущей, Йом-Кипур).

 

6. Народная магия в регионах этнокультурных контактов славян и евреев. В народной культуре представителю «чужого» этноса или конфессии традиционно приписываются сверхъестественные свойства, связь с потусторонними силами, способности к магии и ведовству (как вредоносному, так и продуцирующему). Различные магические практики, направленные на плодородие земли и скота, достижение благополучия в семье и хозяйстве, а также призванные обеспечить успех задуманному предприятию не совсем праведными средствами, составляли одну из наиболее «актуальных» сторон жизненного уклада. Мифологизированная фигура «чужого» в фольклорном контексте «магической повседневности» оказывалась более чем кстати. А если «чужой» оказывался к тому же и близким соседом, обмен магическими «рецептами», текстами заговоров, амулетами становился делом обычным и взаимовыгодным. В то же время непосредственное соседство с иноверцами побуждало к особой бдительности, ведь от «чужих» знахарей, да и вообще от любого «инородца» можно ожидать опасных козней.

Основой для разработки данной темы послужили аутентичные материалы их регионов славяно-еврейского соседства Восточной Европы.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.

 

Белова О. Чудо и вера: народные легенды о религиозных праздниках, обрядах и обращении иноверцев // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001. С. 194–217.

 

Белова О. О «жидах» и «жидовской вере» в народных представлениях восточных славян // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 160–175.

 

Белова О. «Со своим уставом в чужой монастырь»: «наступательная» модель в этноконфессиональном диалоге // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004. С. 119–136.

 

Белова О. Еврейские пищевые запреты в фольклорной интерпретации славян // Пир – трапеза – застолье в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2005. С. 106–124.

 

Белова О.В. «Мы жили по соседству…». Этнокультурные стереотипы и живая традиция // Антропологический форум. СПб., 2004. № 1. С. 230–237.

 

Белова О., Петрухин В. Славяне и евреи: практика и мифология соседства (по материалам полевых исследований в регионах этнокультурных контактов) // Диаспоры. Независимый научный журнал. 2005. № 1. С. 153–186.

 

«Бредни Талмуда, узнанные у самих евреев и явленные новой сектой сяпвсечухов или анти-талмудистов» // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции». М., 2004. С. 376–440.

 

Бурмистров К. «Басни Талмудовы, от самих жидов узнанные»: к генеалогии юдофобских настроений в России конца XVIII – начала XIX в. // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004. С. 362–372.

 

Дандес А. «Кровавый навет» или легенда о ритуальном убийстве: антисемитизм сквозь призму проективной инверсии // Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. М., 2004.

 

Дандес А. Об этнических стереотипах: евреи и поляки в Соединенных Штатах // Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. М., 2004. С. 137–162.

 

Дмитриев М. Евреи во взглядах польского проповедника середины XVII в. Павла Рушеля // Свой или чужой? Евреи и  славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 45–67.

 

Каустов А. Праздник как инструмент формирования стереотипов по отношению к евреям в официальной культуре Древней Украины (XXVIII вв.) // Праздник–обряд–ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004. С. 104–118.

 

Марзалюк I.A. Людзi даўняй Беларусi: этнаканфесiйныя i сацыякультурныя стэрэатыпы (XXVII ст.ст.). Магiлёў, 2003.

 

Мочалова В. Иудеи между католиками и протестантами в Польше XVIXVII вв. // Свой или чужой? Евреи и  славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 68–91.

 

Петрухин В. Евстратий Постник и Вильям из Норвича – две пасхальные жертвы // Праздник–обряд–ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004. С. 84–103.

 

Пивоварчик С. Этноконфессиональные стереотипы в поликультурном регионе (по материалам историко-этнологического изучения местечек Белорусского Понеманья) // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 361–375.

 

Соколова А. Образ города в представлениях жителей малых городских и сельских населенных пунктов Подолии // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 320–360.

 

Соркина И. Феномен белорусско-еврейской толерантности в местечках Белоруссии XIX – начала XX в. (по материалам мемуаристики) // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 386–403.

 

Фролова О. Евреи в сознании современного русского обывателя // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 226–247.

 

Allport G. The Nature of Prejudice. New York, 1958.

 

Cała A. Wizerunek Żyda w polskiej kulturze ludowej. Warszawa. 1992.

 

Cała A. The Image of the Jew in Polish Folk Culture. Jerusalem, 1995.

 

Dundes A. The Ritual Murder or Blood Libel Legend: A Study of Anti-Semitic Victimization through Projective Inversion // The Blood Libel Legend. A Casebook in Anti-Semitic Folklore / Ed. A. Dundes. Madison, The Uneversity of Wisconsin Press, 1991. P. 336–376.

 

Eriksen Th.H. Ethnicity and Nationalism: Antropological Perspectives. London, 1993.

 

Fabre-Vassas Cl. The Singular Beast. Jews, Christians and the Pig. New York, 1997.

 

Görög-Karady V. Ethnic stereotypes and folklore // Folklore Processed. In Honour of Lauri Honko on his 60th Birthday. Helsinki, 1992. P. 114–126.

 

Jahoda G. On the Origin of Antagonism towards “the Others” // Zeitschrift für Ethnologie. 2002. Band 127. Heft 1. S. 1–16.

 

Roth C. The Feast of Purim and the Origins of the Blood Accusation // The Blood Libel Legend. A Casebook in Anti-Semitic Folklore / Ed. A. Dundes. Madison, The Uneversity of Wisconsin Press, 1991. P. 261–272.

 

Rothstein R. Jews in Slavic Eyes – the Paremiological Evidence // IX World Congress of Jewish Studies. Jerusalem, 1985. P. 181–188.

 

Schultz M. The Blood Libel: A Motif in the History of Childhood // The Blood Libel Legend. A Casebook in Anti-Semitic Folklore / Ed. A. Dundes. Madison, The Uneversity of Wisconsin Press, 1991. P. 273–303.

 

Węgrzynek H. “Czarna legenda Żydów”. Procesy o rzekome mordy ritualne w dawnej Polsce. Warszawa, 1995.