Кацис Леонид Фридович

Доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ (2003). С 1997 - преподаватель Центра Библеистики и Иудаики РГГУ на внештатной основе по приглашению американской стороны, с апреля 2003 – в штате преподавателей РГГУ . Окончил Московский Институт химического машиностроения, факультет «Техническая кибернетика» (1981). Защитил кандидатскую диссертацию по филологии «Владимир Маяковский и Польша. Реконструкция исторической рецепции» (1994). Доктор филологических наук (2002), докторская диссертация «Владимир Маяковский и русский авангард в интеллектуальном контексте эпохи». Член Академического Совета Центра научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах – «Сэфер», Москва. Автор более 150 работ.

Научные интересы: Русско-еврейские и иудео-христианские отношения, иудейская и еврейская образность русского авангарда, история кровавого навета в Восточной Европе.

Читаемые курсы: Введение в еврейскую цивилизацию. Основные категории еврейской культуры. Русско-еврейская литература. Русско-еврейская культура. Введение в еврейское искусство. Русско-еврейские и иудео-христианские отношения во второй половине XIX – первой половине XX вв. Антисемитизм.

Основные публикации:

  1. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., «Языки русской культуры», 2000. 62,5 п.л
  2. Русская эсхатология и русская литература. ОГИ. М., 2000. 32 п.л.
  3. Осип Мандельштам: мускус иудейства. М., «Мосты культуры». 2002. 37,5 а.л.
  4. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. 2 изд. доп.и перераб. М., Издат.Центр РГГУ, 2004. 70 п.л.
  5. Мандельштам и Байрон (К анализу «Стихов о неизвестном солдате») // Слово и судьба. Осип Мандельштам. Исследования и материалы. М., Наука. 1991.
  6. «… о том, что никто не придет назад». Предреволюционный Петербург в «Белой гвардии» М.А. Булгакова // Литературное обозрение. (Спецномер к 100-летию М.А. Булгакова). 1991. №5.
  7. Гейне. Розанов. Маяковский. К иудео-христианскому диалогу в русской культуре ХХ в. // Литературное обозрение. 1993. №1.
  8. Достоевский. Розанов. Маяковский. (О литературных истоках поэмы «Про это») // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. Т.52. №6.
  9. Достоевский. Розанов. Маяковский. (О литературных истоках поэмы «Про это») //Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. Т.52. №6. 2 п.л.
  10. К семантике одного футуристического текста («Поросята» Зины В. и Алексея Крученых) // Искусство авангарда – язык мирового общения. Уфа. 1993. 2 п.л.
  11. «Дьявол и евреи» (Дж.Трахтенберга) в российском контексте // Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М., 1995 – Иерусалим, 5758. С.280-293.
  12. «Дело Бейлиса» в контексте «серебряного века» // «Дело Бейлиса»: Исследования и материалы. М., 1995 – Иерусалим, 5755. С. 412-434.
  13. «… о том, что никто не придет назад» II . Предреволюционный Петербург и литературная Москва в «Белой Гвардии» М.А. Булгакова // Литературное обозрение. 1996. № 5/6. 2 п.л.
  14. «Се черно-желтый свет, се радость Иудеи!» (Иудейские мотивы, источники и подтексты в творчестве Осипа Мандельштама) // Новое литературное обозрение. 1996. № 21. 3 п.л.
  15. В. Соловьев. А. Лосев. Максим Горький. Ретроспективный взгляд из 1999 года // Логос. 1999. №4. 2 п.л.
  16. Шолохов и «Тихий Дон»: проблема авторства в современных исследованиях (К 70-летию первой публикации романа) // Новое литературное обозрение. 1999. №36. 2 п.л.
  17. Маяковский-Комаровский, панславизм и евразийство в «Докторе Живаго» Бориса Пастернака // Wiener Slawistisher Almanach . Wien. 2000. N. 45 . 1 п . л .
  18. «Хаос иудейский» и «еврейский синтез» Осипа Мандельштама // Алеф. М. 2001. №5. 0,4 п.л.
  19. Европейская культурная юдофобия в зеркале «Шума времени» Осипа Мандельштама // Вестник Еврейского университета. М. 2001. № 5(23). 2,5 п.л.
  20. Кто такой Буратино? (Марионетки в русской прозе 1920-х – 1930-х годов) // Marionette of the Simbolist Era . Ed . By K. Tribbl. N.-Y. 2002. 1 п.л.
  21. Кастраторский комплекс публикаторов или Розанов в меняющемся супере. (По поводу Собрания сочинений В.В. Розанова) // Новое литературное обозрение. 2003. №3(61). 1,2. п.л.
  22. Мистическое пространство Марка Шагала // Канон и свобода в еврейском изобразительном искусстве. М., 2003. 0,5 п.л.
  23. Диалог: Юрий Живаго - Михаил Гордон и русско-еврейское неокантианство // Judaica Rossica . 3. М. РГГУ. 2003. 2,7 п.л.