30 января-3 февраля 2013 года в подмосковном учебно-методическом центре "Голицыно" состоялась очередная Зимняя школа по иудаике - учебный семинар, на протяжении многих лет организуемый Центром "Сэфер" в сотрудничестве с Центром Чейза (Еврейский университет в Иерусалиме) в дни зимних студенческих каникул. Школа проходила при поддержке фонда "Ави-Хай", "Генезис" и Израильского культурного центра при Посольстве Государства Израиль в Москве. 
 В этом году участие в школе приняли 75 студентов, аспирантов и молодых ученых из разных регионов России, Украины, Белоруссии, Латвии и Польши. 
Четырехдневная образовательная и культурная программа отличалась насыщенностью: каждый день участника был расписан с 10 утра до 10-11 вечера. Несмотря на это неформальная программа - общение с другими участниками и преподавателями - часто продолжалось до самого утра. 
Главным и традиционным элементом были курсы лекций от ведущих специалистов в различных областях иудаики из стран СНГ и Израиля. Каждый курс состоял из трех лекций и входил в один из четырех тематических блока: 1) Библейская традиция и еврейская мысль: Леонид Дрейер («Таблица народов» кн. Бытия и ее интерпретация); Ури Гершович (Казус Спиноза: в границах и за пределами еврейской мысли); Илья Дворкин (Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука); 2) История евреев Восточной Европы: Александр Локшин (Иудаизм в Российской империи: между преемственностью и изменчивостью); Михаил Кизилов (Еврейские путешественники в Восточной Европе с эпохи Средневековья и до середины ХХ века); Семен Гольдин (Модернизация, национализм и еврейство Восточной Европы в XIX – начале XX вв); 3) Еврейская литература: Леонид Кацис (Русско-еврейская поэзия (1930-2000)); Михаил Вайскопф (Введение в русско-израильскую литературу); Валерий Дымшиц (Проклятые вопросы (еврейский и женский вопросы в русской и русско-еврейской литературе начала ХХ века)); 4) Современный Израиль: Марк Левин (Экономика запретов); Михаил Пелливерт (Идентичность в современном мире: израильская перспектива); Йосси Тавор (Современный израильский театр). Кроме того, в рамках школы главный ученый Министерства абсорбции Израиля прочел пленарную лекцию «Новый региональный политический расклад после избрания Б. Обамы и повторного обращения ПНА в ООН» 
Помимо традиционного семинарского и лекционного формата программа школы включала и встречи, предполагавшие открытый диалог и обсуждение с участием как широкого ряда преподавателей, так и студентов. Были проведены два круглых стола «Евреи и русская культура: проблемы взаимопонимания» и «Этнос, класс и гражданская культура израильского общества в свете итогов выборов в Кнессет 19-го созыва», под руководством И. Дворкина состоялся бейт-мидраш "“И услышал Итро, жрец мидьянский…” Роль народов мира в Синайском откровении". 
Культурная программа школы включала ряд вечерних кинопоказов. Й.Тавор представил эксклюзивные фильмы об израильском театре («Вечная репетиция. Видеодневники», 1994-2004. реж. Г.Франк; фильм-спектакль о Катастрофе « STONES»). И.Копченова подготовила для участников фильм «Примечание» (2011, реж. Д. Седар), за которым последовала долгая дискуссия с участием разных студентов и лекторов. 
По многочисленным просьбам впервые по-новому был организован первый вечер знакомств. Вместо традиционной игры "Что? Где? Когда?" был проведен семинар по нетуоркингу от Э.Михейкиной, где участникам было предложено опытным путем проверить теорию "шести рукопожатий" и быстро найти новых коллег по научным интересам. 
На закрытии преподаватели и отдельные участники поделились своими положительными впечатлениями, в заключение был показан короткий десятиминутный фильм о деятельности Центра "Сэфер". 
Фотоальбом 
Фотоальбом в группе ВКонтакте
 

 

МОСКОВСКАЯ ЗИМНЯЯ ШКОЛА (30 января-3 февраля 2013 г.)

поток

1 пара

2 пара

3 пара

Библейская традиция и еврейская мысль

Леонид Дрейер

«Таблица народов» кн. Бытия и ее интерпретация


Ури Гершович

Казус Спиноза: в границах и за пределами еврейской мысли



Илья Дворкин

Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука

История евреев Восточной Европы

Александр Локшин

Иудаизм в Российской империи: между преемственностью и изменчивостью

Михаил Кизилов

Еврейские путешественники в Восточной Европе с эпохи Средневековья и до середины ХХ века

Семен Гольдин

Модернизация, национализм и еврейство Восточной Европы в XIX – начале XX вв

Еврейская литература


Леонид Кацис

Русско-еврейская поэзия (1930-2000)


Михаил Вайскопф

Введение в русско-израильскую литературу



Валерий Дымшиц

Проклятые вопросы (еврейский и женский вопросы в русской и русско-еврейской литературе начала ХХ века)


Современный Израиль

Марк Левин

Экономика запретов

Михаил Пелливерт

Идентичность в современном мире: израильская перспектива

Йосси Тавор

Современный израильский театр


Библейская традиция и еврейская мысль

Леонид Дрейер «Таблица народов» кн. Бытия и ее интерпретация

Мини-курс знакомит слушателя с этнической и языковой ситуацией на Ближнем Востоке конца III – середины I тыс. до н. э., как она представлялась авторам и составителям библейских текстов, и какой ее видят современные исследователи.

Чтобы понять, какое место в этой ситуации занимал Израиль, как формировалась израильская общность, необходимо ответить также на следующие вопросы: возможно ли говорить об этничности в библейскую эпоху, по каким признакам определялись «свои» и «чужие», что библейские авторы вкладывали в понятие «народ» и как менялись представления о народах в разные исторические периоды.

Знание древнееврейского языка хотя и приветствуется, но необязательно.

Силлабус курса Л. Дрейера

Ури Гершович Казус Спиноза: в границах и за пределами еврейской мысли

Какое место занимает подвергнутый херему философ в истории еврейской мысли? Черпал ли он свое вдохновение в работах средневековых еврейских авторов? Насколько радикальным был его отход от иудаизма? Почему он не принял христианство? Каков основной пафос его жизненной и философской позиции? В чем состояла его критика религии, и почему он уделил столько времени ее анализу? Как повлияла позиция Спинозы на развитие еврейской мысли? Почему современные еврейские философы не перестают обращаться к его творчеству? На эти вопросы мы постараемся ответить в рамках предлагаемого мини-курса, перечитывая тексты Спинозы.

Силлабус курса У. Гершовича

Илья Дворкин Грани философии диалога: классическая философия, религиозные источники, современная наука

Философия диалога многими оценивается как одно из важнейших направлений мышления 20-го века. Между тем, содержание, исторические источники и, особенно, отношение философии диалога с современными науками нуждаются в уточнении.

Настоящий курс представляет философию диалога как фундаментальное философское и научное направление. Мы рассмотрим путь, который прошла философия от классической онтологии к философии диалога, проанализируем диалогические идеи в еврейской и мусульманской мистике, рассмотрим возможности применения философии диалога в естественных, гуманитарных и социальных науках.

Силлабус курса И. Дворкина


История евреев Восточной Европы

Александр Локшин Иудаизм в Российской империи: между преемственностью и изменчивостью

В предлагаемом курсе лекций пойдет речь о распространении иудаизма в Российской империи, о динамике численности иудеев, традиционных образовательных институтах (хедерах и иешивах), о возникновении различных деноминаций в иудаизме (хасидизме, реформизме), о некоторых вызовах, с которыми столкнулся иудаизм на рубеже XIX –XX столетий и о проблеме крещения.

Силлабус курса А. Локшина

Михаил Кизилов Еврейские путешественники в Восточной Европе с эпохи Средневековья и до середины ХХ века

В рамках ведения коммерческой деятельности еврейскому населению Западной и Восточной Европы часто приходилось предпринимать продолжительные поездки по странам Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока, а позднее и Нового Света. Несмотря на то, что еврейские авторы не слишком охотно писали о своих путешествиях, до наших дней дошло значительное количество дорожных заметок, итинерариев и мемуаров, оставленных еврейскими путешественниками разных эпох, стран и периодов. Заметки еврейских путешественников являются уникальным источником информации о различных странах, народах, образе жизни местных еврейских общин, памятниках истории и культуры. Эмоциональность записок путешественников является положительным фактором, предоставляющим нам уникальные сведения по тем или иным вопросам. С другой, этот фактор заставляет нас более аккуратно анализировать эти источники, учитывая личностные предпочтения или амбиции их авторов. В рамках данного курса нам предстоит погрузиться в удивительный и многообразный мир заметок еврейских путешественников, связанных с историей восточно-европейского еврейства. Вместе с ними мы пройдем по пути еврейских вояжеров через земли русов, хазар, Кавказ и Ближний Восток в Святую землю Палестины, узнаем о жизни местных еврейских общин эпохи Средневековья, в раннее Новое время, в период эмансипации и вплоть до начала ХХ века и уничтожения жанра еврейских дорожных заметок вместе с уничтожением восточно-европейского еврейства в период Холокоста. Нашими спутниками будут купцы-раданиты, работорговцы, хасиды, караимы, франкисты, просветители-маскилы, еврейские поэты и прозаики.

Для участия в курсе желательно иметь интерес к анализу письменных источников по истории восточно-европейских евреев. Приветствоваться также будет наличие некоторого знания иврита и английского, что не является, тем не менее, совершенно необходимым фактором, т.к. мы будем пользоваться в основном русскими переводами.

Силлабус курса М. Кизилова

Семен Гольдин Модернизация, национализм и еврейство Восточной Европы в XIX – начале XX в/

Курс посвящен изменениям, произошедшим с восточноевропейским еврейством в результате процессов модернизации в регионе ( XIX - начало XX в.) В курсе будут рассмотрены влияние на еврейские общины Восточной Европы экономической и политической модернизации в регионе, становления в Восточной Европе национальных движений и национальных государств.

Силлабус курса С. Гольдина


Еврейская литература

Леонид Кацис Русско-еврейская поэзия (1930-2000)

Целью мини-курса является демонстрация генетических связей советской и подсоветской русско-еврейской поэзии предвоенного поколения (М. Светлова, И. Уткина, И. Сельвинского, Э. Багрицкого), чье творчество восходит к драме в стихах Владимира Жаботинского «Чужбина», а также военного и сразу послевоенного поколений, периода почти тотальной ассимиляции русскоязычного еврейства, наследовавшей конструктивистской линии русской поэзии в ее открытом и скрытом вариантах.

Силлабус курса Л. Кациса

Михаил Вайскопф Введение в русско-израильскую литературу

Курс представляет собой исторический обзор русско-израильской культуры и главных этапов ее становления, а также разбор ее центральных тем и сюжетов. Внимание уделяется как собственно национальным истокам этого явления, так и многочисленным влияниям, оказанным на него извне, со стороны нееврейских традиций. Существенное место в программе занимает сложное - а иногда конфликтное - взаимодействие этой культуры с основным массивом ивритоязычной культуры, доминировавшей в стране. Курс рассчитан на три лекции.

Силлабус курса М. Вайскопфа

Валерий Дымшиц Проклятые вопросы (еврейский и женский вопросы в русской и русско-еврейской литературе начала ХХ века)

В начале ХХ века перед обществом были поставлены так называемые «вопросы», причем одними из самых острых были «женский» и «еврейский». В сущности, речь шла о том, что в человеке определяется природой, а что культурой. Совмещение дискурсивных стратегий «еврейского» и «женского» вопросов было вызвано также тем, что их разработкой занимались влиятельные мыслители еврейского происхождения: Ломброзо, Нордау, Вейнингер. Особую остроту эти вопросы приобрели в их смешении – в вопросе о проституции, ставшей настоящей язвой больших городов.

Силлабус курса В. Дымшица


Современный Израиль

Марк Левин Экономика запретов

В курсе будут рассмотрены основные подходы к объяснению происхождения запретов, их влиянию на экономику, а также последствия преодоления запретов.

Силлабус курса М. Левина

Михаил Пелливерт Идентичность в современном мире: израильская перспектива

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проблематикой идентичности, как в частной, так и в публичной сферах. "Кто мы, какова наша идентичность, где проходит черта между нами и ими, что нас объединяет" и т.д. Как правило, подобные вопросы обнажают многочисленные "болевые точки", связанные с самоопределением, принадлежностью к стране, территории, культуре, нации, или к отдельной нормативной общине, интересам, ментальным группам.

Израильское общество не является исключением, тем более, что его состав, политическое устройство и история обусловили возможность многочисленных интерпретации и подходов к заданной тематике. Особенно интересно рассмотреть понятие "идентичности" в его связи с политическим устройством, проследить его развитие, начиная с 1948 г., обозначить основные проблемы, а также предложить перспективу на ближайшее будущее.

Силлабус курса М. Пелливерта

Йосси Тавор Современный израильский театр

Курс лекций посвящен истории и современному состоянию израильских театров: влиянию русской театральной традиции на становление израильского театра, от Габимы до Гешера, обзору израильских репертуарных театров, теме Шоа в израильском театре.

Силлабус курса Й. Тавора