Зимняя школа по иудаике 2011

Школа прошла в подмосковном пансионате «Пушкино» с 27 по 31 января 2011 года.  Зимние школы «Сэфера» по иудаике уже более 10 лет регулярно проходят в дни зимних студенческих каникул.

Поддержку школе традиционно оказывает Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке Еврейского университета Иерусалима, причем эта поддержка имеет четкое академическое выражение – часть лекций на школе читают преподаватели Центра Чейза и самого университета – директор Центра Семен Гольдин, профессоры Сирил Асланов, известный и признанный лингвист (курс «Лингвистическая инаковость евреев на протяжении веков»), Шауль Штампфер (пленарная лекция по географии происхождения ашкеназского еврейства), Илья Лурье.

Вообще, израильские культурные и образовательно–просветительские центры были представлены на прошедшей школе как никогда широко: Аркадий Зельцер, директор Центра по изучению истории советских евреев в годы Холокоста мемориала «Яд Вашем», рассказал об аспектах истории советских евреев в межвоенные годы и их судьбах в годы Шоа, а профессор Открытого университета Израиля Ури Гершович не только прочел собственный курс лекций, но и стал ведущим бейт-мидраша (разбора и анализа текстов), проведенного в форме интеллектуальной игры. Он также сообщил участникам школы о возможности поступления на программы Открытого университета Израиля российских студентов, уже имеющих дипломы степени бакалавра и выше, которые зачитываются в ОУИ.

Поддержку в проведении школы оказал и Израильский культурный центр в Москве, на открытии школы выступили директор Израильского культурного центра в Москве Мирит Вакс и первый секретарь израильского посольства Шломо Воскобойник.

Школа открылась 27 января 2011 г., что достаточно символично – этот день провозглашен ООН Международным днем памяти жертв Холокоста, история которого постоянно изучается на программах «Сэфера». В этой связи знаковым было выступление на открытии школы профессора Виктора Шнирельмана (РАН), специалиста по проблематике расизма и антисемитизма, который подчеркнул, что при изучении и преподавании истории в России нельзя не обращать внимания на процессы и проявления антисемитизма, расизма, национализма. По его мнению, изучая, например, историю Холокоста, важно помнить, что сегодня причины, которые вызвали к жизни эти трагические события, не исчезли, они сохраняются, и более того, развиваются. «Нельзя изучать общество, не изучая его предрассудки и предубеждения, убежден профессор Шнирельман. - Разве на Холокосте все кончилось? Разве сегодня не существуют расизм, неонацизм, антисемитизм? Эти вещи развиваются и видоизменяются. Сегодня, например, расизм существует совершенно не в той форме, в которой он существовал в 1-й половине 20 века, что у нас совершенно неизвестно. Нельзя понять наше общество, не понимая этих вещей, которые существуют, но на которые не обращают должного внимания. Это хорошо ясно сегодня, особенно после декабрьских событий на Манежной площади в Москве. И эти вещи надо знать нам с вами, именно поэтому я согласился прочесть курс на школе «Сэфера».

Директор Центра «Сэфер» Виктория Мочалова анонсировала XVIII Международную конференцию по иудаике, которая пройдет в Москве с 1 по 3 февраля 2011 г., а также анонсировала новые издания, которые представят на Конференции как сам «Сэфер», так и его друзья и партнеры. Она особо отметила, что в этом году наконец увидит свет сборник материалов памяти одного из выдающихся российских специалистов в сфере еврейских исследований и одного из основателей «Сэфера» Рашида Мурадовича Капланова. Представитель «Сэфера» Ирина Копченова, курирующая образовательные программы, также обрадовала участников школы информацией о развитии проекта «Лекторское бюро» (выездные лекции по запросам из региональных учебных центров России и стран бывшего СССР) и новой инициативе «Малые проекты», направленной на поддержку инициативных групп и частных лиц, у которых есть идеи по развитию общинной жизни в академическом и образовательном формате.

На школе профессор Александр Львов (Европейский университет Санкт-Петербурга) познакомил студентов с курсом лекций по исследованиям маргинальных еврейских сообществ (крипто-иудеи, иудействующие и другие «потерянные евреи»). Он же рассказал о возможности однолетнего обучения в Центре «Петербургская иудаика» при наличии диплома степени бакалавра и выше.

Свои учебные курсы на школе также представили Леонид Коган (ИСАА МГУ), Игорь Туров (Киево-Могилянская академия, Украина), Евгения Смагина, Константин Бурмистров, Михаил Селезнев.


Дополнительные материалы:

МОСКОВСКАЯ ЗИМНЯЯ ШКОЛА (27 января-1 февраля 2011 г.)

Тематический поток/аудитории

1-я пара

2-я пара

3-я пара

Библеистика

Евгения Смагина

Библейская литература Премудрости

Леонид Коган

Флора и Фауна в Ветхом Завете по лингвистическим данным

Михаил Селезнев

Архаический Бог Псалмов

Еврейская мысль

Ури Гершович

Философская интерпретация Мидраша и Аггады в средние века.

Константин Бурмистров

Христианская Каббала в Европе и России 16-20 вв.

Игорь Туров

Вероучение хасидизма классического периода: избранные темы

История евреев в Российской империи и СССР

Илья Лурье

Община и власть: формы еврейского самоуправления и самоорганизации в Российской империи

Семен Гольдин

Еврей как понятие: еврейская история в Российской Империи в свете концепции Begriffsgeschichte

Аркадий Зельцер

Социальные перемены советских евреев в межвоенные годы и влияние этих факторов на судьбы евреев в годы Шоа 

Взаимоотношение евреев и окружающих народов

Сирил Асланов

Лингвистическая инаковость евреев на протяжении веков

Виктор Шнирельман

Арийцы и хазары:

Антисемитские мифы эпохи модерна

Александр Львов

Иудействующие, крипто-иудеи и другие
"потерянные" евреи

Библеистика

Евгения Смагина Библейская литература Премудрости

Лекция 1. Канонические собрания речений. Притча ("машал") и ее структура. Учительная литература на Древнем Востоке, библейские параллели. Книги Притчей Соломоновых, Кохелет (Экклезиаст), Иов. Их особенности.Лекция 2. Книги Эсфирь и Даниила, их особенности. "Придворный рассказ" как жанр, его реализация в части 1 книги Даниила и в книге Эсфирь. Специфика книги Эсфирь. История в частях 1 и 2 книги Даниила. Апокалипсис как жанр. Часть 2 книги Даниила как самый ранний образец жанра апокалипсиса. Лекция 3. Неканоническая литература Премудрости. Книги Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Их сходство, преемственность и различие. Особенности языка книг. Реализация жанра "машал" в книгах. Их религиозные и этические представления.

Силлабус

Леонид Коган Флора и Фауна в Ветхом Завете по лингвистическим данным

В рамках курса предполагается ознакомить слушателей с зоологической и ботанической терминологией древнееврейского языка. Названия животных и растений составляют заметный в количественном отношении пласт базового (и, отчасти, культурного словаря) языка Библии, корректное осмысление которого имеет большое значение для интерпретации библейских текстов. С названиями животных и растений неразрывно связаны многие из важнейших библейских реалий; зоологические и ботанические термины играют важную роль в поэтике древнееврейской литературы. Составляющие курс лекции будут посвящены различным аспектам лингвистического и филологического описания древнееврейских названий животных и растений (общий обзор терминологического инвентаря и его семантическая классификация; этимология; характер употребления в библейском корпусе; литературные параллели из других древнеписьменных традиций на семитских языках).

Силлабус

Михаил Селезнев Архаический Бог Псалмов

Цель курса - познакомить слушателей с Псалмами, какими они предстают перед взором современного историка и филолога, рассматривающего их на фоне наших знаний о поэзии Древнего Востока, истории древнееврейского языка, реалиях быта и культа древней Иудеи.

В центре внимания – образ Бога в Псалтири. Этот образ подчас еще несет на себе черты, свойственные божествам древнего Ближнего Востока; уже для древних переводчиков и комментаторов Псалтири, как в еврейской, так и в христианской традиции, эти черты представляли собой загадку и проблему.

Знание библейского иврита обязательно.

Силлабус

Еврейская мысль

Ури Гершович Философская интерпретация Мидраша и Аггады в средние века.

В рамках мини-курса будет рассмотрен взгляд на ненормативную часть талмудического корпуса и отношение к талмудическим толкованиям Писания в средневековой культуре в целом. Чем этот взгляд отличался от взгляда создателей этого корпуса и какими сдвигами в еврейской культуре это отличие было обусловлено? Более подробно мы остановимся на философском подходе к столь существенным составляющим талмудической литературы как мидраш и аггада. Что лежало в основе разработанной Маймонидом философской интерпретации ненормативной части талмудического корпуса? Каковы пути развития этого подхода и какое влияние он оказал на формирование иных жанров раввинистической литературы? Помимо ответов на эти вопросы общетеоретического плана мы рассмотрим примеры философских интерпретаций аггадических фрагментов.

Силлабус

Константин Бурмистров Христианская Каббала в Европе и России 16-20 вв.

В курсе будет рассмотрена проблема восприятия еврейских мистических доктрин в европейской христианской культуре последних веков. Будут проанализированы основные причины интереса к инокультурным религиозным мистическим учениям в эпоху Ренессанса и Нового времени, показаны конкретные примеры заимствования, интерпретации и трансформации каббалистических концепций. Особое внимание будет уделено выявлению основных подходов к Каббале в христианской среде (богословский, филологический, философский, оккультно-эзотерический и др.) и характеристике наиболее важных источников по данной теме. Мы также рассмотрим, каким образом интерес к еврейской мистической традиции оказывал влияние на отношение к евреям и иудаизму – от усиления юдофобии до утверждения христианами важности миссии Израиля и случаев перехода в иудаизм. Будет затронута также тема влияния еврейских мистических идей на европейскую философию эпохи Романтизма и русскую философию Серебряного века, а также учение и ритуал тайных обществ 18-19 вв. В результате слушатели получат широкое представление об историко-культурных особенностях процесса распространения идей Каббалы в Европе и России, во многом подготовившего тот всплеск интереса к этой традиции, который наблюдается сегодня как в современной науке, так и в массовой культуре и новых религиозных течениях. Принципиальная особенность курса заключается в том, что большинство обсуждаемых в нем проблем до сих пор либо остается практически вне сферы научного исследования, либо известно только узким специалистам. Лишь в последние годы ученые начинают осознавать, сколь существенное влияние оказала Каббала на европейскую культуру, и это делает данный мини-курс особенно актуальным.

Силлабус

Игорь Туров Вероучение хасидизма классического периода: избранные темы

Курс посвящен рассмотрению роли медитативной практики и праведной созерцательной жизни в проповедях хасидов XVIII-XIX ст. Споры о том, какой из вышеуказанных путей служения создателю определял вероучение хасидизма классического периода, продолжаются в научных кругах по сей день. Рассмотрению данной проблематики посвящаются предлагаемые лекции. Они содержат как материал описательного характера, касающегося истории вероучения хасидов, так и обстоятельный анализ специфических проблем возможных интерпретаций мистики хасидов. Мы надеемся, что данный курс будет интересен и студентам знакомым с данной темой, и тем, кто никогда ранее не сталкивался с ней. Знание иврита для посещения курса не требуется.

Силлабус

История евреев в Российской империи и СССР

Илья Лурье Община и власть: формы еврейского самоуправления и самоорганизации в Российской империи

Община и ее институты являлись на протяжении многих столетий главными инструментами сохранения и развития особой еврейской идентичности в условиях диаспоры. Авторитет этих институций основывался как на галахической традиции, так и на принципах корпоративной организации европейского средневекового общества.

Формирование абсолютистских государств с централизованной системой контроля и управления, распространение идей Просвещения и начало эмансипационного процесса поставили перед еврейским обществом серьезную проблему: как сохранить традиционные модели общинной жизни в условиях, когда общинные институты теряют свою социальную и политическую легитимацию.

В рамках настоящего курса предполагается проследить за процессами трансформации еврейских общинных институтов в Российской империи в XIX-нач. XX вв. под влиянием новых идеологий и растущего вмешательства центральной власти во внутреннюю жизнь еврейского общества. Среди обсуждаемых вопросов: правительственные реформы и противостояние им еврейского общества, борьба между традиционными и новыми элитами за влияние в еврейском обществе, роль неформальных общественных институтов (благотворительных сообществ, больших иешив, хасидских дворов) в сохранении элементов еврейского самоуправления и др.

Силлабус

Семен Гольдин Еврей как понятие: еврейская история в Российской Империи в свете концепции Begriffsgeschichte

Одним из интересных подходов к изучению интеллектуальной истории, получивших распространение в конце 20 столетия, является концепция изучения истории понятий (Begriffsgeschichte), предложенная немецким исследователем Рейнхардом Козеллеком. Козеллек предложил исследовать значения, вкладываемые в различные эпохи в то или иное историческое понятие, исходя из предпосылки, что неотъемлемой частью этого значения будет исторический контекст. Другими словами, невозможно взять какой-либо термин, встречающийся в источниках, и использовать его как слово с устоявшимся на сегодняшний день содержанием, не учитывая контекста, определявшего смысл этого термина для людей иной эпохи. В рамках данного курса мы попытаемся проследить значение (значения) понятия еврей в Российской империи XVIII-XX веков. Речь не идет ни об "образе" или о "стереотипе" еврея в глазах русского общества или русской бюрократии, ни о "статусе" евреев в России, ни, наконец, об "отношении" к евреям или "политике" по отношению к ним. Наша задача – попытаться проследить, какие значения возникают при употреблении слова еврей в России в языке властей и бюрократии и в русском общественном дискурсе, начиная с первого раздела Речи Посполитой (1772г.) и до 1917г.

Силлабус

Аркадий Зельцер Социальные перемены советских евреев в межвоенные годы и влияние этих факторов на судьбы евреев в годы Шоа (Холокоста)

В годы Второй мировой войны регион бывшей черты оседлости оказался под нацистской оккупацией. Большинство евреев с этих территорий погибли в Шоа (Холокосте). Однако в отличие от многих стран Европы значительная часть евреев оказалась в советском тылу или в Красной Армии и многие из них пережили войну. Возникает вопрос, какие социальные и культурные процессы в довоенные годы и какие исторические обстоятельства способствовали этому?

Чтобы ответить на этот вопрос в рамках курса будет рассмотрено влияние советской социальной и этнической политики в межвоенные годы на социальную структуру и демографический профиль советских евреев, а также какие социокультурные особенности, имевшиеся в традиционном еврейском обществе, могли способствовать социальному успеху советских евреев. Курс будет построен на сопоставлении социального и профессионального развития еврейского и окружающего населения.

Процессы социальной адаптации еврейского и нееврейского населения в условиях быстрой модернизации и урбанизации в советских условиях сказывались на развитии межэтнических отношений. Каким образом эти отношения развивались в межвоенные годы и какое они могли оказать влияние на межэтническое противостояние в годы войны, как на оккупированных территориях, так и в советском тылу на протяжении военного времени?

Возможность уцелеть в первые месяцы войны для евреев, которые жили на территориях, оккупированных позже нацистами, в большой степени зависели от условий и волн эвакуации, от условий мобилизации в Красную Армию, от социальной и половозрастной структуры еврейского населения, от представлений о грозившей евреям опасности со стороны нацистов, от поведения окружающего населения и т.д. Все эти проблемы, а также проблематика статистических оценок потерь советских евреев в годы войны будут также рассмотрены в рамках курса.

Силлабус

Взаимоотношение евреев и окружающих народов

Сирил Асланов Лингвистическая инаковость евреев на протяжении веков

С библейских времен, фактор языковой инаковости сыграл значительную роль не только в лингвистическом контакте евреев с неевреями, но также в контактах евреев, принадлежащих к разным группам народа Израиля.

Фактор языковой инаковости имеет важнейшую роль как идентификатор специфики взаимодействия разных групп, говорящих на одном языке, но с диалектными вариантами, или же в ситуациях, когда для одной из групп язык коммуникации между группами является не родным. Неоднократно на протяжении еврейской истории еврейское лингвистическое самосознание приводило к созданию отдельных диалектов и языков.

В этом семинаре мы предложим лингвистический и социолингвистический подход с целью понять роль языковой инаковости в установлении еврейской специфики. Иначе говоря, наша задача осмыслить двойной процесс: 1) влияние еврейской специфики на  язык общения 2) влияние  языка общения на отдельные диалекты и языки.

Силлабус

Виктор Шнирельман Арийцы и хазары: Антисемитские мифы эпохи модерна

В эпоху модерна с ростом образования средневековые суеверия перестают быть опорой ксенофобии. Однако теперь она находит новое обоснование, апеллируя к науке. Во второй половине XIX в. антисемитизм начинает обращаться к расовой теории, и на сцене появляется «научный расизм», развивающий и поддерживающий ксенофобские мифы с опорой на «научное знание». Лекции будут посвящены неоднозначной роли науки в современном обществе и ее «темным сторонам». Эта тема будет раскрыта на примерах арийского и хазарского мифов, снабжающих современных расистов и антисемитов аргументацией и дискурсивными моделями, позволяющими то напрямую, то в метафорической форме изливать свою ненависть к Другому. Все это не остается в рамках одной лишь риторики: будет показано, как мифы выливаются в самые разнообразные формы политических акций и иных практических действий.

Силлабус

Александр Львов Иудействующие, крипто-иудеи и другие "потерянные" евреи

Тема «потерянных» евреев возникает в самых разных областях иудаики: в социологических исследованиях современной еврейской идентичности и в древних преданиях о реке Самбатион, в истории испанских марранов и русских иудействующих, в галахической практике подтверждения еврейства и в аггадических интерпретациях понятия «эрев рав» (великий сброд). Данный мини-курс является историко-антропологическим введением в проблематику еврейской маргинальности. Сравнительное изучение истории и современного состояния нескольких несхожих между собой групп позволяет выявить общие черты в конструкции их еврейской идентичности и в отношении к ним.

Силлабус